Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Страница 1

Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методических рекомендациях и в популярных изданиях. Так, в пособии «Как преодолеть трудности в обучении чтению» авторы С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева утверждают, что без сформированного фонематического слуха невозможно научиться читать: « .советуем вам начать работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха. Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова» . Книга предназначена для практической работы с детьми в период обучения их чтению. Трудно спорить с данным утверждением, тем более что оно ранее выдвигалось и другими авторами. Например, в учебнике по методике преподавания русского языка для факультетов начальных классов также можно прочесть об этом: «В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха». Можно привести еще немало цитат из учебников и учебных пособий по методике преподавания русского языка в начальных классах, где также утверждается, что формирование фонематического слуха - важная задача начальной школы.

Этим наименованием пользуются и психологи, когда в соответствующих разделах учебников описывают речь. Приведем лишь одну цитату из «Атласа по психологии» М.В. Гамезо и А.И. Домашенко: «Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет».

Стоит заметить, что последнее утверждение несколько расходится с первыми двумя. Действительно, если фонематический слух уже развит в дошкольном возрасте, то отчего же столько внимания ему уделять в начальной школе? Может быть, стоит уже только опираться на развитый фонематический слух и далее развивать речевые навыки младших школьников? Учителя-практики и методисты, однако, считают, что развивать фонематический слух учащихся школы совершенно необходимо, потому что без этого невозможно овладеть навыками чтения и письма.

Совершенно очевидно, что данное словосочетание (фонематический слух) должно быть тем или иным образом связано с фонологией, с определением фонемы как минимальной языковой единицы.

Становление фонологической системы человека происходит постепенно. Как утверждают психологи, фонематический строй языка формируется как многозвенная иерархическая дифференциация. В речи детей вначале часто появляются некоторые «промежуточные», некие «средние» звуки, которых в речи взрослых нет, однако эти детские звуки как бы вбирают в себя все возможные признаки будущих звуков, которые появляются в речи по мере овладения языком. Начинается оно именно как осознание ребенком отдельных признаков у звуков. Какие-то из них потом станут существенными, а какие-то будут потом осознаваться сопутствующими, несущественными.

Психологи отмечают, что при овладении языком у ребенка проходит колоссальная работа над материальной, звуковой стороной языка. Например, дети дошкольного возраста часто любят произносить отдельные слова, часто искаженные, ничего не значащие. «Рудопа - дарипа - рудака», - произносит маленький ребенок, как бы разговаривая сам с собой. Именно такие слова-пустышки помогают ему согласовывать свои звуковые, слуховые, речедвигательные ощущения. Психологи даже установили последовательность овладения отдельными признаками звуков. Так, вначале и раньше всего осознаются различия гласных и согласных, затем различия (не все) самих гласных. Различие внутри согласных более длительный путь, потому что там больше признаков. Так, вначале дети осознают различие сонорных и шумных согласных, потом твердых и мягких. Труднее дается различие глухих и звонких согласных, потому что артикуляционные отличия этих звуков лежат на границе чувствительности объективного физического анализа.

Приведенные выше соображения убеждают нас, что формирование фонематической системы человека - живой процесс, который продолжается достаточно длительное время. Изучение динамики этого процесса, бесспорно, значимо для методики начального обучения русскому языку, потому что есть все основания предполагать, что фонологическая система детей 6-7 лет не является сформированной в полной мере, по крайней мере, фонологическая система детей этого возраста отличается от фонологической системы взрослых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Дозирование физических нагрузок на уроке
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяет ...

Приемы обучения произношению для среднего и старшего школьного возраста
Школьники среднего и старшего возраста овладевают иностранной фонетической системой по-разному, поскольку они имеют различные исходные данные для такого овладения, в частности различия, связанные с физиологией организма. Например, известно, что резонатор для получения гласных растет наряду с други ...

Отличительные черты лирики как литературного рода
Лирика часто определяется как наиболее сложный, специфический литературный род. Согласно «Краткой литературной энциклопедии», он характеризуется особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание, в то время как в эпосе и драме в основе образа лежит многосторон ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru