Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Страница 5

вычленение звука из ряда гласных в начальный позиции (уиа - око оиу и др.);

из серии слогов с повторяющимися гласными (ул - ус - ут; ил - ис - ик и т.д.);

из слов, где гласный звук находится в начальной позиции под ударением (утка, астра, Аля, аист и т.д.);

из слов, в которых гласный звук находится в середине слова под ударением (сом, ком, шум, рис, кит, сок и т.д.).

Аналогично проводится работа по формированию умения вычленять согласные звуки. Однако работа по развитию функции фонематического анализа по вычленению первого согласного звука проводится после того, как у детей отработан навык выделения звука из открытого и закрытого слогов и узнавание начальных гласных. Работу можно проводить следующим образом: для анализа детям предлагается закрытый слог типа ум, ох, ам, ус и др., они выделяют гласный звук, затем определяют, какой звук произносится после выделенного, при этом согласный сначала выделяется интонационно. После закрепления этого действия, детям предлагаются открытые слоги, состоящие из тех же звуков, но в иной последовательности (му, хо, ма, су и т.д.).

Следующей ступенью развития простых форм фонематического анализа и синтеза является обучение определения места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала необходимо учить детей определять место ударного гласного в односложных и двусложных словах. При работе уточняется артикуляция звука, вычленяется изученный звук из слова, определяется место, при этом на начальном этапе используются простые, односложные слова.

Такая же схема сохраняется при определении места согласного звука в слове.

После закрепления данного навыка переходят к развитию сложных форм фонематическою анализа и синтеза (определению последовательности звуков в слове, количества их в слове, места звуков в слове по отношению к другим звукам, которые являются более совершенными умственными действиями и проходят определенные этапы формирования (П. Я. Гальперин)

I этап. Освоение действия с опорой на материализацию.

Формирование фонематическою анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова и фишки. Так, при формировании умения определять последовательность звуков в слове, дети последовательно заполняют графическую схему фишками, выделяя каждый звук и определяя его характер («согласный» - «гласный»; «ударный гласный» - «безударный гласный»). Действия, выполняемые детьми, представляют собой практические действия по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап. Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане.

Здесь опора на материализацию исключается. Слово называется, определяется последовательность звуков в слове, количество звуков в слове. Или, при формировании операции фонематического синтеза детям называются звуки по порядку следования их в слове. Они должны составить из них слово. Называются звуки [к], [о], [т], дети повторяют звуки по порядку, уточняют их количество, последовательность и называют слово «кот».

III этап. Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.

Дети выполняют операции фонематического анализа и синтеза, не называя слова и непосредственно на слух их не воспринимая. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется в следующей последовательности:

определение количества звуков в слове (гласных, согласных). Составление слов из заданного количества звуков;

определение последовательности звуком в слове (гласных, и согласных), составление слов из заданной последовательности звуков;

определение места звука в слове по отношению к другим звукам в слове.

Особое значение при формировании операций фонематического анализа и синтеза отводится подбору речевого материала. При этом учитываются такие факторы как длина слова, слоговая структура, частота употребления слова, ударность слога.

В процессе работы на каждом этапе необходимо учитывать следующее:

I.Вырабатываемые временные связи у детей с задержкой психического развития отличаются нестойкостью, поэтому необходимо использовать большое количество разнообразных игровых и учебных заданий, тренировочных упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка и повторяются на протяжении всего коррекционного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
Стратегия развития школы-интерната№ 169, Красноглинского района включает в себя следующие инновационные изменения: содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы; усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных мет ...

Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в обще ...

Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии
Формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998). Дети с отклонениями в развитии чаще других ис ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru