Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

За последнее время на страницах специальной печати все чаще встречается термин «децелерация». Децелерация - замедленный темп физического и интеллектуального развития детей.

Социально - психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов XX века 85% детей, обучающихся в массовой школе, нуждались в специализированной помощи психологического и педагогического характера.

Неуклонно возрастает количество детей, имеющих речевую патологию. Данные С. В. Ивановой, учителя-логопеда школы №1956, города Москвы, показывают, что логопедическое экспресс обследование детей, поступивших в первый класс в 2004 г., выявило нерезко выраженное общее недоразвитие речи у 30% детей, ОНР - не менее 25% и 20% детей имели такие речевые патологии, которые обязательно самым отрицательным образом скажутся на школьной успеваемости.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с ЗПР указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина).

«Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы - фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения, в дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Нарушения фонематического слуха могут быть первичного и вторичного характера. Первичное недоразвитие наблюдается, например, при акустико-фонематической дислалии, при сенсорной (импрессивной) алалии, тугоухости. Вторичные нарушения отмечаются как следствие недоразвития экспрессивной речи, из-за отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов, при различных формах ринолалии, дизартрии, механической дислалии. Чаще отмечается нарушение дифференциации одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков. Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР».

Цель исследования: изучение специфики фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР, обоснование на этой основе путей и методов формирования у них фонематической сферы, выявление реальных условий оптимизации коррекционного процесса.

Объект исследования: фонематические процессы детей с ЗПР.

Предмет исследования: реализация процесса формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: если как в дошкольном, так и в школьном образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ЗПР, внедрить методику, направленную на формирование фонематического слуха и восприятия у этих детей, которая бы учитывала их психические, личностные особенности и специфику данных нарушений, то в результате мы получим качественное развитие фонематических процессов у данного контингента детей.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать общую и специальную литературу по теме исследования, определить теоретические основы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР;

2) изучить психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;

3) создать унифицированный набор экспериментально-психологических методик исследования фонематического слуха и восприятия;

4) определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР;

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, обобщение полученных данных.


Другие статьи:

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса
Сущность учебно-воспитательного процесса выражается в органическом соединении задач, средств и методов обучения и воспитания в рамках единой формы их организации. Такое соединение обеспечивает комплексность и усиление взаимовлияния обучающих и воспитывающих воздействий на формирование личности уча ...

Математические задачи, решаемые при помощи движений
Существенным элементом структуры познавательного педагогического процесса являются методы обучения. Под методом обучения будем понимать упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения. Система методов обучения состоит из общих методов ...

Правила игры для дошкольников
Цель игры. Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры. Участники игры. Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков - капитан. Игроки одной ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru