Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Страница 3

Большую значимость имеет такая работа при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития.

Исходя из этого содержание коррекционно-логопедического воздействия должно строится с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и основных теоретических положений (принципов).

Патогенетический принцип

Данный принцип предполагает учет к коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте является недоразвитие фонематической системы, а именно, различных операций фонематического анализа и синтеза коррекционно-логопедическая работа будет направлена на развитие у детей всех процессов фонематической системы: фонематическое восприятие, представления, фонематический анализ и синтез.

Онтогенетический принцип

Он предполагает учет той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. При данном нарушении логопедическая работа должна строиться с учетом основных закономерностей формирования языка. Развитие языка идет:

От смысла к форме (таким образом, реализуется смыслоразличительная функция фонем).

2. От простого к сложному: от элементарных форм фонематического анализа - выделения звука на фоне слова (В.К. Орфинская), - ксложным - определению места звука в слове, определению последовательности, количества звуков, места звука по отношению к другим; от простой слоговой структуры слова (СГ) - к сложной (ССГ; ГСС); от слов односложных (СТС, например, «кот», «дом» и др.) к двусложным (СГ-СГ, например, «сено», «рука» и др.; СГ-СГС, например, «домик», «носок» и др.; СГС-СГ, например, «буква», «речка» и др.) и трехсложным (СГ-СГ-СГ, например, «машина», «калина» и др.).

3. От контрастов к оттенкам (слухопроизносительная дифференциация фонем: фонематическое восприятие - каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно). Здесь также необходимо учитывать закономерности образования оппозиции звуков: гласные - согласные; среди согласных первоначально [м] - [п], [t'J - [д'] и т.д.

4. От целого к частному - развитие фонематического слуха от различения слов, сходных по звуковому составу, - к дифференциации слогов, затем - фонем.

С первых занятий должна вестись работа по формированию фонематического восприятия, так как данная функция в процессе становления речи детей формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза. Необходимо учитывать последовательность в овладении восприятием звуков: сначала отрабатывается умение воспринимать, дифференцировать гласные звуки, затем согласные, из которых в первую очередь отрабатываются различия между твердыми - мягкими, затем звонкими - глухими звуками. При развитии операций фонематического анализа сначала работа проводится по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, в дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим.

Принцип дифференцированного подхода

Этот принцип осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения, с учетом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы. Учитель-логопед должен знать психофизиологические, интеллектуальные возможности каждого ребенка, чтобы уметь подготовить его к формированию операций фонематического анализа, синтеза и представлений; также необходимо учитывать сложность речевого материала.

Таким образом, логопедическая работа по формированию операций фонематического анализа и синтеза, будет строится дифференцированно, в зависимости от того, какая из операций нарушена у ребенка больше.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Логопедическая работа по формированию тех или иных нарушенных операций должна учитывать «зону ближайшего развития» детей с задержкой психического развития. Формирование операций, необходимых для нормального овладения грамотой у них задерживается. Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение сложного материала в коррекционную работу. Задания должны основываться на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано то или иное умственное действие (в данном случае какая-либо операция анализа), можно перейти на более сложный речевой материал. Так, например, действия по определению звукового состава слова вначале отрабатываются на простых односложных словах (СГС) типа «кот», «дом»; затем -на простых двусложных словах (СГ-СГ) типа «коса», «пила», «сани»; позднее на словах со стечением (СГС-СГ): «маска», «доска» и т.д. Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводится поэтапно, с учетом уровня ближайшего развития каждой функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания выполняются с незначительной помощью со стороны педагога, с постепенным усложнением. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и умений, которым ребенок владеет достаточно прочно. Продвигаясь вперед, необходимо учитывать иерархическую и функциональную взаимосвязь отдельных навыков и операций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы»
Педагогика - дело не только профессионалов. В этой статье Ушинский рассуждает о необходимости сделать педагогику достоянием общества. При этом утверждает, что «педагогика не может быть названа наукой «в строгом смысле слова», и что ей «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, хими ...

Отличительные черты лирики как литературного рода
Лирика часто определяется как наиболее сложный, специфический литературный род. Согласно «Краткой литературной энциклопедии», он характеризуется особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание, в то время как в эпосе и драме в основе образа лежит многосторон ...

Содержание и объем понятия
Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность сущест ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru