Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе

Страница 3

Большую значимость имеет такая работа при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития.

Исходя из этого содержание коррекционно-логопедического воздействия должно строится с учетом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и основных теоретических положений (принципов).

Патогенетический принцип

Данный принцип предполагает учет к коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте является недоразвитие фонематической системы, а именно, различных операций фонематического анализа и синтеза коррекционно-логопедическая работа будет направлена на развитие у детей всех процессов фонематической системы: фонематическое восприятие, представления, фонематический анализ и синтез.

Онтогенетический принцип

Он предполагает учет той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. При данном нарушении логопедическая работа должна строиться с учетом основных закономерностей формирования языка. Развитие языка идет:

От смысла к форме (таким образом, реализуется смыслоразличительная функция фонем).

2. От простого к сложному: от элементарных форм фонематического анализа - выделения звука на фоне слова (В.К. Орфинская), - ксложным - определению места звука в слове, определению последовательности, количества звуков, места звука по отношению к другим; от простой слоговой структуры слова (СГ) - к сложной (ССГ; ГСС); от слов односложных (СТС, например, «кот», «дом» и др.) к двусложным (СГ-СГ, например, «сено», «рука» и др.; СГ-СГС, например, «домик», «носок» и др.; СГС-СГ, например, «буква», «речка» и др.) и трехсложным (СГ-СГ-СГ, например, «машина», «калина» и др.).

3. От контрастов к оттенкам (слухопроизносительная дифференциация фонем: фонематическое восприятие - каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно). Здесь также необходимо учитывать закономерности образования оппозиции звуков: гласные - согласные; среди согласных первоначально [м] - [п], [t'J - [д'] и т.д.

4. От целого к частному - развитие фонематического слуха от различения слов, сходных по звуковому составу, - к дифференциации слогов, затем - фонем.

С первых занятий должна вестись работа по формированию фонематического восприятия, так как данная функция в процессе становления речи детей формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза. Необходимо учитывать последовательность в овладении восприятием звуков: сначала отрабатывается умение воспринимать, дифференцировать гласные звуки, затем согласные, из которых в первую очередь отрабатываются различия между твердыми - мягкими, затем звонкими - глухими звуками. При развитии операций фонематического анализа сначала работа проводится по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, в дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим.

Принцип дифференцированного подхода

Этот принцип осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения, с учетом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально-волевой сферы. Учитель-логопед должен знать психофизиологические, интеллектуальные возможности каждого ребенка, чтобы уметь подготовить его к формированию операций фонематического анализа, синтеза и представлений; также необходимо учитывать сложность речевого материала.

Таким образом, логопедическая работа по формированию операций фонематического анализа и синтеза, будет строится дифференцированно, в зависимости от того, какая из операций нарушена у ребенка больше.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Логопедическая работа по формированию тех или иных нарушенных операций должна учитывать «зону ближайшего развития» детей с задержкой психического развития. Формирование операций, необходимых для нормального овладения грамотой у них задерживается. Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение сложного материала в коррекционную работу. Задания должны основываться на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано то или иное умственное действие (в данном случае какая-либо операция анализа), можно перейти на более сложный речевой материал. Так, например, действия по определению звукового состава слова вначале отрабатываются на простых односложных словах (СГС) типа «кот», «дом»; затем -на простых двусложных словах (СГ-СГ) типа «коса», «пила», «сани»; позднее на словах со стечением (СГС-СГ): «маска», «доска» и т.д. Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводится поэтапно, с учетом уровня ближайшего развития каждой функции, то есть того уровня, на котором выполнение задания выполняются с незначительной помощью со стороны педагога, с постепенным усложнением. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и умений, которым ребенок владеет достаточно прочно. Продвигаясь вперед, необходимо учитывать иерархическую и функциональную взаимосвязь отдельных навыков и операций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 ...

Сущность педагогических способностей
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, чт ...

Сравнительный анализ содержания школьных учебников по теме
Логико-дидактический анализ представляет последовательность действий: определение цели обучения теме; логический и математический анализ содержания темы (теоретического и задачного материала); постановка основных учебных задач и выбор соответствующих учебно-познавательных действий; отбор основных ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru