Сущность нравственного воспитания

Страница 1

В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процесс имеет целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе, формирование моральных качеств. Для него характерно единство интеллектуальной, эмоциональной и волевой сторон развития личности. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах. В дальнейшем происходит уже не столько приобретение новых нравственных качеств, сколько усовершенствование приобретенных или исправление недостатков воспитания, в связи с чем в нравственном развитии большое место занимают самовоспитание и перевоспитание.

Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е. понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в течение всей жизни. Это означает, что ребенок не рождается злым или добрым, ленивым или трудолюбивым, – все эти и другие качества, характеризующие нравственные черты личности, есть результат влияния и воздействия окружающей ребенка социальной среды и воспитания, при этом большую роль играет и практика его собственного опыта.

При характеристике нравственных качеств человека или тех требований, которые общество предъявляет к человеку и его поведению, употребляются понятия: "нравственность", "мораль". Например; мы постоянно сталкиваемся с такими сочетаниями, как "высоконравственный человек", "нравственное поведение" и т.п.

Понятия "нравственность", "нравственный" применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин "нравственность", "нравственный" применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин " нравственность " берет свое начало от слова нравы. По латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Основой нравственности является мораль. Понятие "мораль" чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу.

Мораль (лат. моралис – нравственный, от мос. мн. ч. морес – обычаи, нравы, поведение), нравственность – одна из важнейших форм общественного сознания. Каждое общество имеет свою мораль. Современная мораль на Западе имеет в своей основе два основных идейных направления – религиозное и экзистенционалистское (экзистенциализм – философия существования). Религиозное направление исходит из божественного происхождения морали: ее заповеди являются неизменными, внеисторичными, пригодными для всех времен и народов. Растущий человек должен только усвоить их и применять во всех случаях жизни, всякое отступление греховно, карается богом.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печоро ...

Определение понятия «патриот»
Патриотизм и патриот – явления, рассматривающиеся многими науками: психологией, педагогикой, философией, политологией, историей и т. д. Но, во-первых, при исследовании данных понятий нужно узнать, как понимают их авторы различных толковых словарей. Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова: «П ...

Типы элективных курсов
В научно-методической литературе условно выделяют три типа элективных курсов: I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. Элективные курсы по ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru