Сущность нравственного воспитания

Страница 1

В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процесс имеет целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформулированных в моральном кодексе, формирование моральных качеств. Для него характерно единство интеллектуальной, эмоциональной и волевой сторон развития личности. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах. В дальнейшем происходит уже не столько приобретение новых нравственных качеств, сколько усовершенствование приобретенных или исправление недостатков воспитания, в связи с чем в нравственном развитии большое место занимают самовоспитание и перевоспитание.

Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е. понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления, выражающуюся в суждениях, поступках и поведении, формируется в течение всей жизни. Это означает, что ребенок не рождается злым или добрым, ленивым или трудолюбивым, – все эти и другие качества, характеризующие нравственные черты личности, есть результат влияния и воздействия окружающей ребенка социальной среды и воспитания, при этом большую роль играет и практика его собственного опыта.

При характеристике нравственных качеств человека или тех требований, которые общество предъявляет к человеку и его поведению, употребляются понятия: "нравственность", "мораль". Например; мы постоянно сталкиваемся с такими сочетаниями, как "высоконравственный человек", "нравственное поведение" и т.п.

Понятия "нравственность", "нравственный" применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин "нравственность", "нравственный" применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин " нравственность " берет свое начало от слова нравы. По латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Основой нравственности является мораль. Понятие "мораль" чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу.

Мораль (лат. моралис – нравственный, от мос. мн. ч. морес – обычаи, нравы, поведение), нравственность – одна из важнейших форм общественного сознания. Каждое общество имеет свою мораль. Современная мораль на Западе имеет в своей основе два основных идейных направления – религиозное и экзистенционалистское (экзистенциализм – философия существования). Религиозное направление исходит из божественного происхождения морали: ее заповеди являются неизменными, внеисторичными, пригодными для всех времен и народов. Растущий человек должен только усвоить их и применять во всех случаях жизни, всякое отступление греховно, карается богом.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Четырехугольники»
Комментарии к уроку Тип данного урока относится к уроку закрепления и систематизации знаний. Его основная цель – выявить экспериментальным способом свойства четырехугольников. В данном фрагменте представлен необычный способ систематизации знаний – практический эксперимент. Учащиеся самостоятельн ...

Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, ко ...

Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения
Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал во ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru