Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы в ходе эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы является отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям.
БУП от 09.03.2004 г. устанавливает объем учебного времени отдельно по ступеням общего образования и предусматривает разделение обучения на базовый и профильный уровни в течение двух лет старшей школы в вариативной части.
В соответствии с БУП:
федеральный компонент составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10%;
компонент образовательного учреждения - не менее 10%.
Продолжительность уроков:
для 1-го класса - 35 минут;
для 2-4-х классов - от 35 до 45 минут;
для 5-9-х классов - 45 минут.
БУП предусматривает разбивку количества часов по трем ступеням общего образования по количеству часов в год, однако, так же как и БУП 1998 г., устанавливает учебную нагрузку обучающихся в пределах всего разрешенного СанПиН объема (если перевести количество часов за год в недельное исчисление).
Благодаря построению по новым принципам позволяет сократить объемы и разгрузить содержание базовых (непрофильных) учебных предметов, сосредоточив основное внимание школьников на изучении предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования.
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации
Среднее (полное) образование
Федеральный компонент | |||
Инвариантная часть |
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||
Учебные предметы |
Количество часов на два года обучения | ||
Базовый уровень | |||
Русский язык |
70 (1/1) | ||
Литература |
210 (3/3) | ||
Иностранный язык |
210 (3/3) | ||
Математика |
280 (4/4) | ||
История |
140 (2/2) | ||
Обществознание (включая экономику и право) |
140 (2/2) | ||
Естествознание |
210 (3/3) | ||
Физическая культура |
140 (2/2) | ||
Вариативная часть |
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | ||
Учебные предметы |
Количество часов на два года обучения | ||
Базовый уровень |
Профильный уровень | ||
Русский язык |
- |
210 (3/3) | |
Литература |
- |
350 (5/5) | |
Иностранный язык |
- |
420 (6/6) | |
Математика |
- |
420 (6/6) | |
История |
- |
280 (4/4) | |
Физическая культура |
- |
280 (4/4) | |
Обществознание |
70 (1/1) |
210 (3/3) | |
Экономика |
350 (0.5/0.5) |
140 (2/2) | |
Право |
35 (0.5/0.5) |
140 (2/2) | |
География |
70 (1/1) |
210 (3/3) | |
Физика |
140 (2/2) |
350 (5/5) | |
Химия |
70 (1/1) |
210 (3/3) | |
Биология |
70 (1/1) |
210 (3/3) | |
Информатика и ИКТ |
70 (1/1) |
280 (4/4) | |
Искусство (МХК) |
70 (1/1) |
210 (3/3) | |
Технология |
70 (1/1) |
280 (4/4) | |
ОБЖ |
35 (1/-) |
140 (2/2) | |
Всего |
Не более 2100 (не более 30/не более 30) | ||
Региональный (национально-региональный) компонент | |||
Всего |
140 (2/2) | ||
Компонент образовательного учреждения | |||
Всего |
Не менее 280 (не менее 4/не менее4) | ||
Итого |
До 2520 (36/36) | ||
Предельно допустимая аудиторная уч. нагрузка при 6-ти дневной уч. неделе |
2520 (36/36) | ||
Предельно допустимая аудит. учебная нагрузка при 5-ти дневной уч. неделе |
2450 (35/35) |
Диалоги и
металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найт ...
Педагогика - предмет, задачи, функции
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наук ...
Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований
.Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...