Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.
В автобиографической заметке «Моя работа» писатель подробно рассказывает об увлечениях детства — разведении птиц и кроликов, устройстве «птичьего рая», дрессировке собак, приручении диких птиц. «Переполненность до краев наблюдениями детства», по словам самого Чарушина, вызвала потребность изложить свои впечатления на бумаге, поделиться ими с читателями. Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской.
На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.
Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. Как и в фольклоре, так и в произведениях мастера каждый открывает для себя столько, сколько может пропустить через свое сердце, разум и чувство. Сказанное позволяет заметить: при видимой простоте изложения произведения Чарушина требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Последнее требует от него тонкого восприятия мира. Иными словами, взрослый должен пропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точности донести до сознания ребенка.
Только он, взрослый, целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду, сделает ее для малыша понятной и доступной.
В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник.
И вот что, пожалуй, самое главное: с раннего младенчества малыш как бы «идет» навстречу взрослому, который представляется ему не только самым информативным объектом, но и самым желанным. Именно он, взрослый, эмоционально наполняет и расцвечивает его жизнь. Познавая отношение взрослого к миру предметов, материальной и духовной культуры, к природе и обществу, ребенок, подражая, учится жить в обществе, усваивает его ценностные ориентации. Он как бы «смотрится» во взрослого как в зеркало, усваивая, что хорошо, а что плохо. Социальная среда, таким образом, выполняет воспитывающую функцию: ребенок будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. В связи с этим следует говорить о гуманизации воспитательного процесса в целом, и культуре воспитания в частности. Что это означает? То, что мы, взрослые, собственным примером, образом жизни, своими чувствами, словами и делами формируем у ребенка нравственно-этические нормы поведения; симпатии и эмпатии, толерантность и альтруизм, доброту и заботу, бережное и любовное отношение ко всему живому, что его окружает. Именно поэтому гуманизация воспитательного процесса выступает как принцип современной педагогики, подразумевающий воспитание красотой и добротой. Доброта не может быть некрасивой. Не случайно Федор Михайлович Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Малыша мы, взрослые, обязаны учить замечать эту красоту, созидать ее, воспитывать благоговейное отношение к ней. Ведь ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и мы, взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.
Теоретические основы реализации коммуникативного метода обучения
иностранным языкам
Метод - это система функционально взаимообусловленных частнометодическнх принципов, объединенная единой стратегической идеей, направленной на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, построение проце ...
Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и уче ...
Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в
литературе
Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методически ...