Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических функций. Установлено, что их внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной переключаемостью, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ отличается меньшей полнотой и недостаточной целенаправленностью: выделение признаков они чаще всего проводят хаотично, без плана. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, учащиеся не устанавливают связи между частями предметов, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Несформированность анализа и синтеза на предметном уровне в дальнейшем станет причиной значительных затруднений при формировании операций анализа и синтеза на более высоком уровне - языковом.
Для учащихся с ЗПР характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности; учащиеся испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.
Полиморфизм и различная степень выраженности нарушений познавательной деятельности и ее основных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления) у учащихся с ЗПР определяют неоднородность структуры дисграфии у данной категории детей. У одних школьников с ЗПР ведущим в структуре нарушений письма является недоразвитие различных сторон речевой функции (лексико-грамматического строя речи, фонематической системы, операций языкового анализа и синтеза). У других, на первый план в структуре нарушении выдвигаются затруднения в формировании графомоторных навыков и зрительно-моторной координации. У третьих - определяющим звеном в структуре дисграфии становится неспособность к мыслительным операциям обобщения, анализа и синтеза, которые являются основой формирования метаязыковых функций. У четвертой группы детей с ЗПР при потенциально сохранном большинстве структурных компонентов функциональной системы письма, наблюдается неполноценность произвольного внимания и самоконтроля, препятствующая успешному протеканию письма как вида целенаправленной деятельности.
Установлено также, что уровень развития у ребенка речеслухового внимания и речеслуховой памяти существенно влияет на состояние языкового анализа и синтеза в письме (И.М. Плоткина, И.Н. Садовникова).
Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что состояние процессов фонематического анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития находятся на низком уровне. Так, фонематический анализ и синтез нарушен у всех учащихся с задержкой психического развития с преимущественным недоразвитием какой-то операции.
При исследовании данной операции отмечено, что наиболее сформирована у детей элементарная форма фонематического анализа: выделение звука на фоне слова, нарушено определение количества звуков в слове и установление последовательности звуков в слове. Причина ошибочного выделения количества звуков заключается в неумении учащихся расчленять слог на составляющие его звуки, а неумение определять последовательность звуков объясняется сложностью удержания звукового ряда при одновременном оперировании с этим рядом.
Самой сложной операцией для учащихся с задержкой психического развития явилась операция составления слова из звуков. Допущенные ошибки обусловлены несформированностью функции языкового синтеза как умственного действия и зависят от сложности языкового материала.
Качественный анализ письменных работ выявил следующие типы ошибок: пропуски гласных и согласных букв, вставка гласных и согласных букв, перестановка букв.
Увеличение количества ошибок возрастало по мере: а) увеличение длины слова (в словах односложных ошибок допущено меньше, чем в словах двусложных и трехсложных); б) усложнения слоговой структуры слова (в словах со стечением согласных ошибок отмечалось больше, чем в словах без стечения); в) по месту ударности (в слогах ударных ошибок допускалось меньше, чем в слогах безударных); г) по степени частотности слова (в словах частотных ошибок допускалось меньше, чем в словах малочастотных).
Мотивация здорового образа
жизни старших дошкольников
Цель опросника: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для беседы:
1.Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас в группе есть такие дети?
2 ...
Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания
и индивидуальности"
Программа "Какой Я?". Развитие самосознания и индивидуальности.
Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена дл ...
Особенности полового воспитания в семье
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установ ...