Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Особенности формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Страница 1

Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических функций. Установлено, что их внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной переключаемостью, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ отличается меньшей полнотой и недостаточной целенаправленностью: выделение признаков они чаще всего проводят хаотично, без плана. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, учащиеся не устанавливают связи между частями предметов, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Несформированность анализа и синтеза на предметном уровне в дальнейшем станет причиной значительных затруднений при формировании операций анализа и синтеза на более высоком уровне - языковом.

Для учащихся с ЗПР характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности; учащиеся испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.

Полиморфизм и различная степень выраженности нарушений познавательной деятельности и ее основных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления) у учащихся с ЗПР определяют неоднородность структуры дисграфии у данной категории детей. У одних школьников с ЗПР ведущим в структуре нарушений письма является недоразвитие различных сторон речевой функции (лексико-грамматического строя речи, фонематической системы, операций языкового анализа и синтеза). У других, на первый план в структуре нарушении выдвигаются затруднения в формировании графомоторных навыков и зрительно-моторной координации. У третьих - определяющим звеном в структуре дисграфии становится неспособность к мыслительным операциям обобщения, анализа и синтеза, которые являются основой формирования метаязыковых функций. У четвертой группы детей с ЗПР при потенциально сохранном большинстве структурных компонентов функциональной системы письма, наблюдается неполноценность произвольного внимания и самоконтроля, препятствующая успешному протеканию письма как вида целенаправленной деятельности.

Установлено также, что уровень развития у ребенка речеслухового внимания и речеслуховой памяти существенно влияет на состояние языкового анализа и синтеза в письме (И.М. Плоткина, И.Н. Садовникова).

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что состояние процессов фонематического анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития находятся на низком уровне. Так, фонематический анализ и синтез нарушен у всех учащихся с задержкой психического развития с преимущественным недоразвитием какой-то операции.

При исследовании данной операции отмечено, что наиболее сформирована у детей элементарная форма фонематического анализа: выделение звука на фоне слова, нарушено определение количества звуков в слове и установление последовательности звуков в слове. Причина ошибочного выделения количества звуков заключается в неумении учащихся расчленять слог на составляющие его звуки, а неумение определять последовательность звуков объясняется сложностью удержания звукового ряда при одновременном оперировании с этим рядом.

Самой сложной операцией для учащихся с задержкой психического развития явилась операция составления слова из звуков. Допущенные ошибки обусловлены несформированностью функции языкового синтеза как умственного действия и зависят от сложности языкового материала.

Качественный анализ письменных работ выявил следующие типы ошибок: пропуски гласных и согласных букв, вставка гласных и согласных букв, перестановка букв.

Увеличение количества ошибок возрастало по мере: а) увеличение длины слова (в словах односложных ошибок допущено меньше, чем в словах двусложных и трехсложных); б) усложнения слоговой структуры слова (в словах со стечением согласных ошибок отмечалось больше, чем в словах без стечения); в) по месту ударности (в слогах ударных ошибок допускалось меньше, чем в слогах безударных); г) по степени частотности слова (в словах частотных ошибок допускалось меньше, чем в словах малочастотных).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Состояние психомоторики у детей с нормальным речевым развитием
Обследование общей произвольной моторики у детей с нормальным речевым развитием показало высокий уровень ее развития, что соответствует норме (см. в таблице 1). По четырем заданиям из семи показан 100% результат, а именно в заданиях на исследование динамической координации движений, переключения дв ...

Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы
В соответствии с задачами исследования сопоставим результаты выполнения экспериментальных методик диагностики психомоторных функций детьми 5 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений. Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состоян ...

Урок работы с акриловыми красками
Первое занятие по данной теме посвящено освоению техники работы с акриловыми красками. Урок начинается с беседы, дети высказывают свои предположения по поводу нового материала. Зачитывается доклад, из которого дети должны узнать много нового об этом виде искусства и его происхождении. Если в данной ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru