Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д.
Сочетание их создает целостное впечатление о нравственном облике личности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности.
Цель исследования: выявить уровень нравственного воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
Выбор методов исследования.
Провести диагностику осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Определить уровень сформированности нравственных представлений.
Анализ полученных результатов.
Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Исследование проводилось в Малиновоозерской средней общеобразовательной школе Михайловского района. В исследовании принимали участие 13 учащихся младших школьников 3 класса.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования были подобраны и методы. Основными методами были наблюдение, анкетирование, беседа, а также различные методы диагностики, такие как:
а) методика исследования осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Модификация методики О.С. Богдановой "Какой я";
б) методика "Цветопись" (модификация методики Люшер);
в) беседа с классным руководителем 3 класса.
Для выявления нравственных качеств мы решили использовать методику О.С.Богдановой "Какой я". Данная методика состоит в следующем.
Цель: определить уровень осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Проводится беседа с младшими школьниками о положительных и отрицательных качествах личности, выясняется, на сколько хорошо они понимают смысл каждого качества. Предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них. Оценивалось правильность понимания качеств "добрый", "вежливый" и т.д.
- Необходимо написать фамилии одноклассников, которых ты можешь назвать положительными и отрицательными качествами.
- Оценить себя: написать рядом с каждым качеством одно из слов: всегда, иногда, никогда.
Бланк методики исследования осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Таблица 2 Методика О.С. Богдановой "Какой я"
|
№ п/п |
А |
В |
|
1. |
Аккуратный |
Драчливый |
|
2. |
Вежливый |
Злой |
|
3. |
Честный |
Ленивый |
|
4. |
Добрый |
Упрямый |
|
5. |
Любознательный |
Невнимательный |
|
6. |
Отзывчивый |
Неаккуратный |
|
7. |
Справедливый |
Грубый |
|
8. |
Трудолюбивый |
Жадный |
|
9. |
Старательный |
Завистливый |
|
10. |
Верный |
Нечестный |
Следующая методика поможет определить уровень сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста по методике "Цветопись" (Люшер). Предмет исследования: процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: уровень сформированности нравственных представлений.
Данная методика направлена на: а) степень осознанности у младших школьников нравственных категорий; б) ценностные ориентации детей; в) сформированность отношения младших школьников к окружающим людям (сверстникам).
О значении геометрических задач на построение
Геометрические задачи на построение не только дают возможность основательно изучить геометрию, но и прививают такие навыки и способности, которые весьма полезны каждому, так как облегчают изучению других предметов и помогают решать различные вопросы науки. Говоря о значении геометрических задач на ...
Примерное распределение времени на изучение темы
"Логарифмические уравнения"
В данном параграфе приведены примеры распределения времени на изучение логарифмических уравнений для профилей, в которых математика не является профилирующим предметом (варианты I и II), и для профилей, в которых математика является профилирующим предметом (варианты III и IV). В зависимости от уро ...
Урок-мюзикл
Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это пра ...