Цели и задачи опытно-экспериментальной работы

Страница 2

Суть методики. Детям предлагается на листе наложить мазками "любимые" и "нелюбимые" цвета после объяснения учителем: "мои любимые – это те цвета, которыми я обозначаю то, что люблю, что мне нравится. "Нелюбимыми" цветами я изображаю то, что мне не нравится, когда мне плохо". Затем дети на листе бумаги рисуют круг, который разделен на 6 секторов (рис. 1).

Затем выясняется, понимают ли дети нравственные категории и могут ли выражать личностное к ним отношение. Значение цветов:

Синий – потребность в покое, в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Повышенное чувство собственного достоинства, потребность в самоуважении, склонность к системному мышлению. Бывает ранимость, чувствительность, зависимость от значимых других, повышенный самоконтроль и конформность установок сочетаются с тенденцией к легкой смене настроения и устремлений. Наблюдается потребность нравиться другим. Большое значение придается произведенному впечатлению и дружелюбными отношениями с другими (сверстниками).

Зеленый – потребность в самоутверждении, в отстаивании собственных установок; агрессивность, которая носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм. Значимость собственной социальной позиции. Наблюдаются трудности общения, проблема межличностного конфликта. Повышенная ранимость в отношении критических замечаний со стороны сверстников. Потребность в самоуважении и уважении со стороны других. Аккуратность, серьезное отношение к обязанностям.

Красный – потребность в целенаправленной активности. Высокая мотивация достижения, стремление к доминированию, спонтанность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка. Наблюдается склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях. Повышенная тревожность, потребность в расслаблении, успокоении.

Желтый – потребность в спонтанной активности. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, потребность нравиться окружающим. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Богатое воображение, повышенная ранимость, мечтательность.

Фиолетовый – победность красного и капитуляция синего. Богатое воображение, ранимость, трудно вырабатываются навыки общепринятых форм поведения. Своеобразие интересов, суждений. Потребность в гармоничных отношениях с другими, повышенное чувство справедливости, стремление настоять на своем. Потребность в признании своего авторитета в глазах других.

Коричневый – чувственная основа ощущений, повышенная тревожность, потребность в отдыхе, щадящем режиме. Стремление освободиться от избыточной и обременительной ответственности, снижение социальной активности. Потребность в помощи, теплых отношениях и поддержке, потребность в покое. Неудовлетворенность собой, избыточная самокритичность.

Черный – отрицание красок жизни и самого бытия. Отстаивание своей точки зрения, нетерпимость к мнению других. Раздражительность, отчаянные поиски выхода из ситуации трудно прогнозируемы. Жесткость позиции, невозможность каких-либо компромиссов в отношениях с другими (сверстниками). Потребность в покое и расслаблении. Неприятие ситуации, протест, непримиримость.

Серый – тенденция к пассивности, ограничение сферы общения, опустошенность, усталость. Потребность в покое, избегание конфликтов, зависимость позиции, конформность установок, стремление к расслаблению и отдыху. Склонность к раздумью. Наблюдается потребность в помощи и отдыхе, сниженный фон настроения.

Беседа с классным руководителем. Толстых Ирине Викторовне были заданы следующие вопросы:

Какие формы нравственного воспитания вы используете?

Какие формы используете редко или совсем не используете?

Какие методы вы не используете?

Какие методы нравственного воспитания вы применяете?

Какие проблемы мешают нравственному воспитанию детей?

Для выявления нравственных качеств мы решили использовать методику О.С.Богдановой "Какой я". С младшими школьниками проводилась беседа о положительных и отрицательных качествах личности. Предлагалось выписать из данных качеств те, которые у них есть. Оценивалось правильность понимания качеств "добрый", "вежливый" и т.д. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.

Полученные результаты представлены в следующей таблице

Таблица 3 Методика О.С.Богдановой "Какой я"

п/п

Ф.И.

учащихся

Положительные качества

Отрицательные качества

1.

Вова А.

2

6

2.

Наташа В.

7

3

3.

Катя В.

6

5

4.

Вика М.

7

2

5.

Антон Н.

4

5

6.

Андрей О.

5

4

7.

Миша П.

3

3

8.

Роман П.

3

4

9.

Руслан Р.

5

4

10.

Галя С.

4

3

11.

Диана Т.

5

3

12.

Лена У.

6

2

13.

Нина Я.

5

1

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Требования к вычислительным умениям и навыкам
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов. В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное ...

Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаютс ...

Принципы логопедического воздействия
При устранении речевых нарушений используются понятия: "коррекция", "компенсация", "обучение", "коррекционно-восстановительное обучение" и "логопедическое воздействие". Ведущим средством при устранении речевых нарушений является логопедическое возде ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru