Возрастные особенности учащихся пятого класса

Страница 4

В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативны и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, в основе которой лежит классная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, "основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи, описания, апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных". Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания .

Подчас учителя, работая со старшеклассниками, переключаются на пятый класс и, находясь под впечатлением первых, перегружают учащихся. Такие требования пока являются неоправданными, так как предполагается, что содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно.

Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап. Также нужно создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить) .

Часто стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с учителем. Пятиклассники стараются скрыть свои переживания задетого самолюбия под маской безразличием или равнодушием. "Особую роль в формировании положительного отношения подростков к процессу обучения играют несколько факторов - это, во-первых, эмоциональный характер изложения материала, проблемная и поисковая деятельность дающая возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка на успех. "

Признавая права пятиклассников на относительно большую независимость и самостоятельность, не лишая при этом их взаимоотношения должного количества контроля, учитель в формировании личности своих подопечных должен опираться на чрезвычайно характерное для учащегося данного возраста эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива, быть замеченным, общественно значимым .

Младший школьный возраст, к которому относятся пятиклассники - сложный период не только для учителя, но и для самих учеников. Однако, учитывая психические и физические особенности, при творческом подходе талантливый педагог сможет наладить конструктивный диалог с коллективом учащихся пятого класса.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория: · нарушения статодинамической функции (двигательной), · нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, · сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), · пси ...

Особенности формирования произношения в 5 классе
На каждом уроке, независимо от его цели, преподаватель обязан обращать внимание учащихся на произношение, что должно находить выражение не только в исправлении ошибок при изучении нового материала, но и в систематическом повторении того или иного ранее изученного фонетического материала. На урока ...

История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru