Возрастные особенности учащихся пятого класса

Страница 2

Часто в подростковом возрасте возникают серьёзные увлечения, который иногда могут принять форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим важным занятиям. Такая любознательность и любопытство, стремление познать больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни.

Одним из самых важных моментов в развитии учащегося является формирование у него в эмоциональной сфере потребности осознать себя как личность. У младшего подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. В его жизни появляется место некому подобию самоанализа, когда он пытается изучить сильные и слабые стороны своей личности. У пятиклассника основой самоосознания являются оценки о нем взрослых, товарищей, коллектива. Иногда оценки окружающих и самооценка не совпадают, что приводит к конфликтам. "В этом возрасте учащиеся заниматься самовоспитанием с элементами экспериментов над самими собой: например, старание перетерпеть боли, задерживание дыхания под водой. Именно это новообразование данного возраста", которые возникает как следствие ведущей деятельности предшествующего периода, является одним из ключевых.

Именно в этом возрасте начинается постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, при большей опоре на внутренние критерии. Представления, на основании которых у учащихся формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе самопознания, основной формой которого является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. "Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности, а именно: пересмотр ценностных представлений, родители как образец для подражания отступает на задний план, идёт созревание собственного "Я".

Из вышесказанного следует, что поведение младшего подростка регулируется его самооценкой. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. "Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки".

Главное психологическое приобретение младшего подростка - это открытие своего внутреннего мира. Стремление к самопознанию вызывает у учащихся потребность не только осмыслить свои переживания и эмоции, но и расширить свой круг общения. Большое значение для учащихся имеет значение, как оценивается их личность в настоящее время. Пытаясь отыскать в себе задатки исключительности, учащиеся с удовольствием занимаются спортом и творческой деятельностью, где они могут достичь определенных результатов.

Импульсом к творчеству служит развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к написанию стихов, разным видами конструирования и тому подобное. В этом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу. Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях пятиклассник лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Также у учащихся продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Различные формы речи, в том числе письменная, также развиваются.

Что касается влияния родителей, то оно уже ограничено, не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей.

Общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. "Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности" . Общаясь с друзьями, пятиклассники активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Их внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...

Контингент учащихся учреждения среднего профессионального образования
Контингент учащихся УСПО разнообразен, но в основном он представлен учащимися из неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей. Подробнее рассмотрим каждую группу. Для полноценного воспитания детей нужна благополучная во всех отношениях семья: ...

Использование игры в коррекции затрудненного общения
Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психологические коллизии ребенка. Следует отметить, что эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru