Возрастные особенности учащихся пятого класса

Страница 3

Как было замечено, влияние в коллективе является важным фактором для пятиклассников. "У подростков на первом плане - сверстники". Нередко некоторые из них рассматривают отметку как возможность занять в классе более высокое положение. Влияние коллектива в этом возрасте настолько велико, что учащиеся воспринимают и своих учителей через призму общественного мнения. Бывает, что ради одобрения одноклассников, пятиклассники идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину, не испытывают при этом ни малейших угрызений совести. Гигантское значение сверстников подтверждается и тем доверием, которым учащиеся награждают их. "По некоторым данным, в свои любимые занятие учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже - родителей и совсем редко - учителей".

К пятому классу иногда всплывают некоторые пробелы в знаниях, которые необходимо ликвидировать. Учитель должен стараться помочь преодолеть такие трудности как неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Стоит заметить, что это нелегкая задача.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций - анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.

Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Несмотря на заметное стремление у пятиклассников к тому, чтобы казаться взрослыми, игра занимает в жизни учащихся этого возраста значительное место. Причиной для использования игровой деятельности в учебном процессе является тот факт, что пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели. Но в случаях, когда цель их не привлекает, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более, внутренних препятствий.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему.

Эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что пятиклассники охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу" отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

В помощь учителю идёт такое средство как юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко, если они представлены в шутливой форме

Касательно темы неуспеваемости в пятом классе, стоит добавить, что в этом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и прочее).

"Поэтому и в учебных занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования".

Подходя ближе к проблеме неуспеваемости в пятом классе, стоит помнить, что "успешность адаптации школьника к обучению в этом возрасте зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием". При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе, необходимо, как уже отмечалось выше, учитывать психологические особенности данного возраста. Также нужно знать уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в пятый класс. Естественно, невозможно без анализа причин неуспешного адаптационного периода нахождение путей коррекции трудностей адаптации школьника. Учителя должны стараться осуществить как можно более плавный и постепенный переход от начальной к основной ступени образования. Из-за полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: темп его деятельности замедляется, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. "Учащиеся чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия" .

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Эффекты учебной организационно-деятельностной игры на основании анализа отчётов и анкет студентов
Через месяц после проведения организационно-деятельностной игры, когда игровое самоопределение студентов уже отделилось от реального, мной было проанализировано 18 написанных отчётов и 16 анкет, заполненных студентами. Пока о возникновении самостоятельной деятельности у студентов говорит рано. ...

Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - ...

Система домашних упражнений
Обстоятельное решение более менее сложной геометрической задачи на построение требует много времени. Между тем на уроки геометрии в средней школе отводиться сравнительно мало часов. В силу этих причин учитель математики решает весьма огромное количество задач на построение, а остальные упражнения ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru