Возрастные особенности учащихся пятого класса

Страница 1

Ученик пятого класса относится к такому периоду, выделяемый в психологии как младший подростковый возраст, который принято рассматривать в пределах физического возраста детей от 10 до 12 лет. Исходя из этого, исследуемый возраст пятиклассников вполне проходит по классификации. Данный период называют переходным возрастом, так как в этот период происходит качественное изменение ребенка, переход его от детского состояния к более взрослому, некоторым более зрелым степеням развития. Он "относится к числу критических периодов в онотогенезе, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида". Стоит отметить, что этот период отражается на всех сторонах развития подростка. Это в первую очередь его анатомо-физиологические, эмоциональные и интеллектуальные стороны развития. При этом в младшем подростковом возрасте существенно изменяются условия жизни, обучения, деятельности школьника. Естественный итог этого - перестройка эмоциональной сферы, некоторые изменения во взаимоотношения с взрослыми, сверстниками .

Касательно самого характера учебной деятельности, этот этап в жизни учащихся характеризуется тем, что для них начинается систематическое изучение основ наук. Конечно, этот процесс требует более высокого уровня эмоционального и интеллектуального развития. В связи с этим к ученику предъявляются более серьезные требования со стороны родителей и школы. Из-за происходящей анатомо-физиологической перестройки организма, при котором отмечается подчас неравномерный, но бурный рост тела, совершенствование мускульного аппарата, в психологическом отношении также происходят перемены. Имеющая место в этом возрасте ломка привычных старых стереотипов приводит к тому, что часто ребёнок начинает стесняться своей угловатости, некоторых дефектов внешности. Это, само собой, вызывает у ребёнка эмоциональные переживания, неуверенность в сочетании с беспокойством о том, какое мнение сложится о нём у окружающих. Естественно, что результатом становятся эмоциональные срывы, быстрая утомляемость. Некоторые особенности развития сердечно - сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к некоторым, скоропроходящим нарушениям в эмоциональной сфере младшего подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, вспыльчивость, что выражается в бурных проявлениях в эмоциональной сфере, в резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка не всегда способна выдержать сильные монотонно действующие раздражители, под влиянием которых он приходит или в состояние торможения или в состояние возбуждения. Под влиянием сильных впечатлений, нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения одни подростки становятся вялыми, безучастными, рассеянными, а другие становятся раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину.

Как видно из всего вышеперечисленного, существует насущная необходимость учитывать во всех стезях организации учебно-воспитательного процесса эти особенности полового созревания и физического развития учащегося пятого класса.

Пятый класс - особое время для учащихся, когда существенно перестраивается и характер учебной деятельности. В младших классах у них был один учитель, который вёл все предметы. Теперь же у них преподают разные учителя по разным предметам, и требования у них разные. Различаются у учителей и подходы к учащимся, стиль в работе, отношение к детям. Именно на этом периоде обучения начинает проявляться доля подросткового материала: подростки часто реагируют на всё эмоционально, неоднозначно и, подчас, весьма критично.

Интерес к учёбе снижается, однако познавательные потребности отнюдь не пропадают. Учёба оценивается ими как необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Учащийся уже не считает себя ребёнком, но расценивает себя как взрослого и равного члена общества. Особая эмоциональность вкупе с физическими и психологическими изменениями пятиклассника приводит к противоречию между его потребностями и реальными возможностями. Ученик стремится быть более значимым и важным, требуя, чтобы к нему относились как к равному. Отсюда и вытекает повышенная эмоциональность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на замечания. Младший подросток стремится к тому, чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями, уважали их. Это проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждении, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. "Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых" . Что иногда носит и отрицательный характер. Отрицательные проявления в эмоциональной сфере подростка выражаются в том, что они сопротивляются влиянию старших, не признают их авторитет, игнорируют предъявляемые ими требования, критикуют поступки и действия родителей и учителей. Поэтому нужно это здоровое и ценное в своей основе чувство взрослости, а старается ввести в правильное русло.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психологические основы
При разработке уроков следует обратить внимание на основные психические процессы человека, потому, как и общедидактические принципы обучения, и основные методы обучения основываются на психических процессах человека. Различают следующие психические процессы: - ощущение; - восприятие; - внимани ...

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина
Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с прозой и графикой Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 2—4 (5) лет, особенно ...

Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru