Классификация понятий

Информация о педагогике » Деление понятий » Классификация понятий

Страница 1

Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место.

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, постоянно уточняется и дополняется классификация элементарных частиц. От обычного деления классификация отличается относительно устойчивым характером. Примеры классификации: «В организме животных и человека существуют четыре группы тканей: покровная, соединительная, мышечная и нервная». «Организм высших растений состоит из пяти основных типов тканей: образовательной, покровной, основной, механической и проводящей». «Простейшие подразделяются на четыре группы (класса): жгутиковые, корненожки, споровики, инфузории».

Чтобы классификация была правильной, необходимо выполнять все правила операции деления.

Существуют классификация по видообразующему признаку и дихотомическая классификация. Вышеприведенные примеры представляют классификацию по видообразующему признаку. Пример дихотомической классификации: «Зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые».

Очень важен выбор основания классификации. Разные основания дают различные классификации одного и того же понятия, например, понятия «рефлекс». Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).

Естественная классификация — это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков. Зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах.

Вспомогательная классификация — это распределение предметов по группам (классам) на основании их несущественных признаков. Она применяется для более легкого отыскания предмета (или термина). Вспомогательная классификация не дает возможности судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Примером вспомогательной классификации служит любой предметный указатель.

Наиболее сложным объектом для классификации является, без сомнения, человек. Типы людей, темпераменты, поступки, чувства, стремления, действия и т.д. — все это настолько тонкие и текучие «материи», что попытки их типологизации только в редких случаях приводят к полному успеху.

Человек как объект классификации.

Каждый человек уникален и вместе с тем имеет черты, общие с другими людьми. Отличая одного человека от другого, мы используем такие понятие, как темперамент, характер, личность. В повседневном общении они имеют достаточно определенный смысл и помогают нам понять и себя и других. Однако строгих определений этих понятий нет и нет, соответственно, отчетливого деления людей по темпераментам и характерам.

Древние греки подразделяли людей на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Уже в наше время И.П.Павлов усовершенствовал эту классификацию и распространил ее на всех высших млекопитающих животных. У Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый; сангвиник — сильный уравновешенный тип, а флегматик — сильный уравновешенный инертный. Сам Павлов не переоценивал значение этой классификации темпераментов и возможности приложения ее к конкретным людям. Он говорил, в частности, не только о четырех указанных типах темперамента, но и о «специально человеческих типах художников и мыслителей»: у первых преобладает образно-конкретная сигнальная система, у вторых — речевая абстрактно-обобщенная. В чистом виде ни один из типов темперамента невозможно, пожалуй, обнаружить ни у кого.

Попытки классификации темпераментов и характеров спорны, но они существуют. Классификации личностей нет вообще. Причина проста: не удается выделить реалистический и одновременно универсальный классификационный принцип, найти ясное основание распределения на группы всех людей по различиям их личностных качеств. Это не означает, конечно, что мы никак не делим людей по основным присущим им качествам. Неполных, частичных делений, не опирающихся на отчетливо сформулированный и строго проведенный принцип, много. И они несомненно полезны для понимания человека как личности, если, разумеется, они не абсолютизируются и ни одна из них не представляется как единственно верная.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Классификация конкретных форм организации обучения
Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье – проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от ...

Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований .Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Трет ...

Основные сведения и особенности о березе и бересте
Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов берестяников, качество ее зависит: от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы. На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень ст ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru