Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Страница 7

У:

Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.

(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)

У:

Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».

Ученик:

Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.

(Помещается понятие на доску)

У:

(читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).

Ученик:

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша…

Они летят весёлые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен бьётся сердце русское,

И от России их не отделить.

(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)

У:

Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?

(Дети отвечают)

У:

Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».

А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.

(Звучит песня «На горе-то горенке»)

У:

Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.

Ученик:

Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.

(Звучит песня «Танюшка»)

У:

Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.

Ученица:

Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен – центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.

Ученик:

«Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии
Формирование личности детей с нарушениями в психофизическом развитии в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998). Дети с отклонениями в развитии чаще других ...

Дидактические принципы специальной педагогики, их сущность и специфика реализации
Дидактическая сторона опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является для нас предметом специального педагогического анализа. Мы видим в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой, ресурсы развития педагогического профессионализма. Сег ...

Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации предложенных методик
Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов. Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различен ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru