Особенности дидактической системы Л.В. Занкова

Страница 2

3. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Этот принцип совсем не означает, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей. Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоении правил и выработке навыков без теоретического обобщения - значит задержать их развитие.

4. Принцип осознания процесса учения.

Принцип осознания процесса учения направлен на осознание самим учеником протекания процесса познания (что он до этого знал, а что ему еще нового открылось в изучаемом предмете). Этот принцип развивает рефлексию, самоанализ. Объектом осознания для ученика является не только знания, умения, навыки, но и сам процесс их усвоения.

5. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Реализация этого принципа обеспечивается соблюдение высокого уровня трудности, быстрого темпа обучения, роли теоретических знаний и осознания процесса учения по отношению ко всем учащимся класса. Это обеспечивается применением дифференцированных методик, в соответствии с которыми одни и те же вопросы содержания изучаются различными учащимися с неодинаковой глубиной.

Особенностью данного курса математики является наличие трех уровней изучаемого материала:

1-ый уровень включает материал, подлежащий прочному усвоению в пределах начального обучения. По объему он совпадает с объемом материала, которым должны овладеть учащиеся, оканчивающие начальную школу по традиционной системе обучения. Вместе с тем ни ученики, ни учитель не ставятся в жесткие рамки при овладении этим материалом.

2-ой уровень включает материал, который, с одной стороны, помогает глубже осознать материал первого уровня, а с другой стороны, закладывает основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения.

Например, знакомство с уравнениями и их решением помогает глубже осознать связи между обратными действиями, сознательно овладеть вычислительными навыками и способами самоконтроля, а также готовит к изучению этой темы на более поздних этапах обучения, когда уравнения становятся одной из ведущих тем курса.

3-ий уровень включает учебный материал, направленный на расширение кругозора учеников.

Например, знакомство с римской нумерацией помогает понять разницу между числом и цифрой, условность той или иной системы записи чисел.

Глубина и объем материала, относящегося ко 2 и 3 уровням, сугубо индивидуальны как для каждого класса, так и для каждого ученика.

Учебники математики по системе Л.В. Занкова построены по принципу «слоеного пирога», то есть одновременно и параллельно друг другу дети изучают две и более темы, каждая из которых разделена на небольшие вопросы. Как считают авторы системы, это позволяет увеличить время на усвоение материала и включить в каждый урок материал, относящейся к различным темам программы.

Например, таблица умножения перемежается ознакомлением с двузначными числами, разностным сравнением, сложением и вычитанием двузначных чисел, геометрическим материалом.

Задания в учебнике расположены так, чтобы помочь ребенку перейти на более высокую ступень обобщения. Например, знакомство со сложением происходит на числовом материале, затем предлагается произвести сложение отрезков. Принципиально иное построение и содержание учебников по сравнению с традиционным требует и принципиально иной работы с ними. По учебникам в системе Л.В. Занкова выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности. Поэтому количество заданий в учебнике рассчитано на использование на уроке приблизительно трех-четырех заданий.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печоро ...

Программа С.А. Козловой "Я - человек"
Программа "Я - человек". Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу "инструмент", который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной де ...

Содержание и принципы полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволя ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru