3. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Этот принцип совсем не означает, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей. Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоении правил и выработке навыков без теоретического обобщения - значит задержать их развитие.
4. Принцип осознания процесса учения.
Принцип осознания процесса учения направлен на осознание самим учеником протекания процесса познания (что он до этого знал, а что ему еще нового открылось в изучаемом предмете). Этот принцип развивает рефлексию, самоанализ. Объектом осознания для ученика является не только знания, умения, навыки, но и сам процесс их усвоения.
5. Принцип работы над развитием всех учащихся.
Реализация этого принципа обеспечивается соблюдение высокого уровня трудности, быстрого темпа обучения, роли теоретических знаний и осознания процесса учения по отношению ко всем учащимся класса. Это обеспечивается применением дифференцированных методик, в соответствии с которыми одни и те же вопросы содержания изучаются различными учащимися с неодинаковой глубиной.
Особенностью данного курса математики является наличие трех уровней изучаемого материала:
1-ый уровень включает материал, подлежащий прочному усвоению в пределах начального обучения. По объему он совпадает с объемом материала, которым должны овладеть учащиеся, оканчивающие начальную школу по традиционной системе обучения. Вместе с тем ни ученики, ни учитель не ставятся в жесткие рамки при овладении этим материалом.
2-ой уровень включает материал, который, с одной стороны, помогает глубже осознать материал первого уровня, а с другой стороны, закладывает основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения.
Например, знакомство с уравнениями и их решением помогает глубже осознать связи между обратными действиями, сознательно овладеть вычислительными навыками и способами самоконтроля, а также готовит к изучению этой темы на более поздних этапах обучения, когда уравнения становятся одной из ведущих тем курса.
3-ий уровень включает учебный материал, направленный на расширение кругозора учеников.
Например, знакомство с римской нумерацией помогает понять разницу между числом и цифрой, условность той или иной системы записи чисел.
Глубина и объем материала, относящегося ко 2 и 3 уровням, сугубо индивидуальны как для каждого класса, так и для каждого ученика.
Учебники математики по системе Л.В. Занкова построены по принципу «слоеного пирога», то есть одновременно и параллельно друг другу дети изучают две и более темы, каждая из которых разделена на небольшие вопросы. Как считают авторы системы, это позволяет увеличить время на усвоение материала и включить в каждый урок материал, относящейся к различным темам программы.
Например, таблица умножения перемежается ознакомлением с двузначными числами, разностным сравнением, сложением и вычитанием двузначных чисел, геометрическим материалом.
Задания в учебнике расположены так, чтобы помочь ребенку перейти на более высокую ступень обобщения. Например, знакомство со сложением происходит на числовом материале, затем предлагается произвести сложение отрезков. Принципиально иное построение и содержание учебников по сравнению с традиционным требует и принципиально иной работы с ними. По учебникам в системе Л.В. Занкова выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности. Поэтому количество заданий в учебнике рассчитано на использование на уроке приблизительно трех-четырех заданий.
Программа работы социального педагога ПУ № 39 г. Мелеуза с подростком из неблагополучной семьи и ее анализ
подросток профессиональное учреждение педагогическая
Опытная работа была проведена на базе ГАОУ НПО Профессиональное училище № 39 г. Мелеуза. Количество учащихся 208 человек. Училище способно быть примером уважительного, гуманного отношения к подростку, его семьё, творческого подхода к развитию и ...
Основы дизайна для учащихся 10-11 классов
На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация. Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному обра ...
Экономическое воспитание как один из аспектов воспитательного процесса
Состояние и тенденции развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения обусловили появление ряда новых задач, актуальных для российской системы образования, одна из них формирование экономически воспитанного подрастающего поколения.
Исследованиям различных педагогических ...