Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры » Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Страница 2

направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала на первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.)

Постепенно следует подводить учеников к группировке речевых звуков – слов по акустическим, формально–структурным или смысловым признакам. В играх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, кого позову» – по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает – не летает» основой группировки служит значение слов.

3.

Прочитать текст; классифицировать (разделить) содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры третьего вида

нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля.

4.

Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо–видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида.

Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений («бессвязной связности», по меткому определению Л.С. Выготского ) к метаобобщениям – понятиям.

5.

Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида

. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.

Например, в игре «Отгадай загадку – посмотри отгадку» педагог ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Типология творческих задач
В настоящее время особое внимание уделяется развитию творчества учащихся. Производительный труд и производственное обучение в системе трудового воспитания предъявляют к учащимся серьезные требования. У них вырабатывается активная жизненная позиция, более сознательное отношение к выбору будущей про ...

Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на ...

Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизн ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru