5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множеств курсов, предполагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно считать учебные модули, из которых можно строить множество самостоятельных курсов;
6. Количество обязательных предметов (курсов) на старшей ступени образования по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура;
7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: Лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» школа – в США;
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например во Франции прием в медицинские и военные вузы происходит на основе вступительных экзаменов;
9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялись влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников.
Перенимая зарубежный опыт, российские школы переходят на профильное обучение. Фактически учащиеся старших классов в настоящее время обучаются в режиме эксперимента. Профилизация обучения является одним из методов профессиональной ориентации школьников. Учащихся 8–9 классов заранее готовят к переходу в профильный класс, в основном рассказывая о преимуществах тех или иных профилей.
Рассмотрим возможные направления и структуры профильного обучения. Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. При этом федеральный компонент, состоящий из базовых и профильных предметов должен изучаться в полном объеме. Еще одним обязательным элементом профильных классов является элективные курсы, которые должны быть обязательными для посещения. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две основные функции. Первая – это «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, например, элективные курсы «Основы моделирования» для профильного физико-математического класса. Вторая может стать «профессиональной», то есть служить для внутрипрофильной специализации, например, «Компьютерное делопроизводство» для классов с социально-экономическим профилем.
Для педагога, выбравшего профессиональную ориентацию как метод в своей преподавательской деятельности, профильные классы могут стать более удобными, чем общеобразовательные: круг профессий, рассматриваемых на уроке, может быть сужен.
В свою очередь высшие и средние учебные заведения то же проводят профессиональную ориентацию школьников. Из всех разделов данной области наиболее часто ими используются профинформация, профпросвещение и профагитация.
Высшие учебные заведения проводят подобную работу с учащимися старших классов. Работа начинается еще с девятыми классами. Работники ВУЗов занимающиеся рекламой, посещают классные часы в школах, на которых рассказывают о возможностях обучения в данном институте, приглашают на подготовительные курсы, устраивают «День открытых дверей».
Среднеспециальные учебные заведения ведут свою работу с учащимися 8–11 классов, так как обучают учащихся получивших как среднее, так и полное среднее образование. В основном работа высших и средних учебных заведений схожа.
Экономическое воспитание как один из аспектов воспитательного процесса
Состояние и тенденции развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения обусловили появление ряда новых задач, актуальных для российской системы образования, одна из них формирование экономически воспитанного подрастающего поколения.
Исследованиям различных педагогических ...
Видеофильм как средство повышения речевой активности учащихся в
общеобразовательной школе
Формированию стойкой положительной мотивации у учащихся в отношении иностранного языка способствует использование видеофильмов. Практика такой работы в старших классах ведет к совершенствованию умений и навыков учеников в овладении английским языком.
Известен факт, что хорошее владение иностранны ...
Возрастные особенности затрудненного общения
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном эт ...