Анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе

Страница 2

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множеств курсов, предполагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно считать учебные модули, из которых можно строить множество самостоятельных курсов;

6. Количество обязательных предметов (курсов) на старшей ступени образования по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура;

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: Лицей – во Франции, гимназия – в Германии, «высшая» школа – в США;

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например во Франции прием в медицинские и военные вузы происходит на основе вступительных экзаменов;

9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялись влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников.

Перенимая зарубежный опыт, российские школы переходят на профильное обучение. Фактически учащиеся старших классов в настоящее время обучаются в режиме эксперимента. Профилизация обучения является одним из методов профессиональной ориентации школьников. Учащихся 8–9 классов заранее готовят к переходу в профильный класс, в основном рассказывая о преимуществах тех или иных профилей.

Рассмотрим возможные направления и структуры профильного обучения. Любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. При этом федеральный компонент, состоящий из базовых и профильных предметов должен изучаться в полном объеме. Еще одним обязательным элементом профильных классов является элективные курсы, которые должны быть обязательными для посещения. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две основные функции. Первая – это «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, например, элективные курсы «Основы моделирования» для профильного физико-математического класса. Вторая может стать «профессиональной», то есть служить для внутрипрофильной специализации, например, «Компьютерное делопроизводство» для классов с социально-экономическим профилем.

Для педагога, выбравшего профессиональную ориентацию как метод в своей преподавательской деятельности, профильные классы могут стать более удобными, чем общеобразовательные: круг профессий, рассматриваемых на уроке, может быть сужен.

В свою очередь высшие и средние учебные заведения то же проводят профессиональную ориентацию школьников. Из всех разделов данной области наиболее часто ими используются профинформация, профпросвещение и профагитация.

Высшие учебные заведения проводят подобную работу с учащимися старших классов. Работа начинается еще с девятыми классами. Работники ВУЗов занимающиеся рекламой, посещают классные часы в школах, на которых рассказывают о возможностях обучения в данном институте, приглашают на подготовительные курсы, устраивают «День открытых дверей».

Среднеспециальные учебные заведения ведут свою работу с учащимися 8–11 классов, так как обучают учащихся получивших как среднее, так и полное среднее образование. В основном работа высших и средних учебных заведений схожа.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Конструирование по теме
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разн ...

Сущность нравственного воспитания
В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процес ...

Особенности нетрадиционных форм урока
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего пок ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru