Под педагогическим подходом нами понимается ориентация учителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (по Е.Н.Степанову).
В последнее время наиболее актуальным становится компетентностный подход. Этот подход как специальное направление в общем образовании зародился в конце 60-х г.г. XX века за рубежом. В определении целей и содержания общего образования указанный подход не является новым и чуждым для российской школы. Однако, данная ориентация не являлась определяющей, поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода необходима опора на международный опыт с учетом традиций и потребностей российского образования.
Компетентностный подход, по мнению западных ученых (Ф.Кумбс, Дж.Равен), ведет к новому видению самого содержания общего образования, его методов и технологий. Отечественные сторонники компетентностного подхода (В.А.Болотов, Э.Ф.Зеер, Л.В.Львов, Г.К.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др.) важнейшим его результатом считают повышение качества образования выпускника школы.
По словам Г.К.Селевко, компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника школы к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства. Л.В.Львов, вслед за Э.Ф.Зеером, под компетентностным подходом в общем образовании понимает приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социолизацию и развитие индивидуальности.
Использование компетентностного подхода в образовательном процессе предполагает применение специальных понятий. Разумеется, ключевыми понятиями данного подхода являются «компетентность» и «компетенция». В настоящее время в научной литературе можно найти несколько их дефиниций.
Компетентность – понятие, обладающее интегративной природой и включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие. Это понятие включает в себя результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.
Профессиональная компетентность – совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.
Профессионально-педагогическая компетентность – объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности.
Компетенция (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу):
1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу (В.М.Полонский);
2) совокупность знаний и практического опыта в той или иной области (В.Г.Швеммер);
3) общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения (С.Г.Молчанов);
4) совокупность теоретических представлений об объекте и практических способах работы с этим объектом.
Опираясь на культурологический подход, внешним результатом инкультурации будет обретение школьником общекультурной компетенции, которая являет собой владение:
- родным литературным языком,
- общественно-значимыми нормами, правилами, обычаями,
- общественно-значимыми ценностями,
- фоновыми культурными знаниями,
- культурными кодами и смыслами.
Внутренний аспект инкультурации позволяет ребенку «состояться» (т.е. реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных проявлениях) и стать «человеком культуры».
Процесс дальнейшего развития личности, совпадающий с подростково-юношеским возрастом и помогающий человеку «найти себя» (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, протекает в рамках культуризации. В процессе культуризации (более сложном, глубоком и личностно-целеосмысленном) подросток выступает как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.
Культуризация предстает соответственно как процесс обретения культурности в степени осмысленного культуротворчества, совершенствования и плодотворной реализации культуры; сообразной жизненной позиции, гармонизации ценностей жизни и ценностей культуры в повседневном бытии.
Внешним результатом культуризации является обретение школьником культурологической компетенции, которая представляет собой:
· сформированность понимания смысла культуры как способа существования человеческого рода,
· сформированность потребности в общении с явлениями культуры, в частности, произведениями искусства,
Хранение курсовых работ
Курсовые работы хранятся на кафедре. Срок хранения курсовых работ устанавливается Номенклатурой дел Института.
Для представления на конкурсы или использования в интересах выпускающих кафедр курсовые работы решением заведующего кафедрой могут быть оставлены на хранение на кафедрах и после установл ...
Работа с программой Фобус на Рабочем месте
Программа Фобус обеспечивает обучение и контроль знаний на Рабочем месте.
Окно программы Фобус (рис. 23) предназначено для работы учащегося.
Рис. 23. Окно программы Фобус, содержащее значки практикумов
Оформление окна Модуля преподавателя соответствует стандартам Windows:
Строка заголовка;
...
Музыкотерапия
Музыкотерапия – метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.
1 ...