Формы, методы и средства обучения творческим работам с использованием информационных технологий

Страница 2

Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственного участие ученика в производстве новых для него знаний. Ученик должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания.

Методы обучения

Метод (от греч. Methodos) – путь, способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В дидактике процесс обучения рассматривается как двусторонний, диалектически сочетающий обучающую деятельность учителя (преподавателя) и учебную деятельность учащихся (учение).

Под методами обучения в школе будем понимать способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение задач обучения, воспитания и развития.

Какие методы можно использовать при обучении глухих школьников? Естественно, основной упор лучше делать на словесно-наглядный метод обучения – это когда учитель сообщает информацию разными методами, используя, в том числе, информационные технологии – например, показ слайдов, демонстрация программ, и в то же время учитель всё это объясняет словами, поясняет на примерах.

Наряду с традиционными методами, мы можем предложить и другие методы обучения курсу творческих работ – это метод проектов. Охарактеризуем этот метод.

Метод проектов

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную творческую деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Исследования зарубежных авторов показали, что парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в творческую деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).

В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Одним из методов творческого развития личности является метод учебных проектов.

Основные требования к использованию метода проекта:

наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащихся;

определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

структурирование содержательной части проекта;

использование исследовательских методов;

определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

анализ полученных данных;

оформление конечных результатов;

подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Конкретизируя определение проекта, применяя его к сфере образования, под учебным проектом будем понимать самостоятельную практическую деятельность учащихся, имеющую социально значимую цель и направленную на достижение конкретного результата.

Средства обучения

Средства обучения – это «материальные» условия, в которых происходит обучение. К ним относятся природное и социальное окружение, оборудование, учебники, научная помощь.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...

Порядок запуска обучающих курсов на Рабочем месте и регистрации учащихся
Запуск программы обучения на Рабочем месте осуществляется с помощью ярлыка на Рабочем столе или по команде Пуск | Программы | Фобус |Фобус. Появляется рабочее окно системы Фобус (рис. 23) и диалоговое окно регистрации учащегося (рис. 29), если обучаемый, не заполнив поля окна регистрации, нажимает ...

Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти свое Я"
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости. Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания. В книге содержится описание индивидуальных занятий взро ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru