В задачи нашего исследования входило определить насколько важно учитывать социально-психологическое обеспечение при педагогическом воздействии в начальных классах. Исследования проводились нами в качестве наблюдений за работой учителей начальных классов. Было проведено два исследования. В течении нескольких лет проводились исследования, экспериментом были охвачены школы Зарафшана, Навои, учителя и родители учащихся. Мы посещали уроки, проводили доверительные беседы, анкетирование, тренинги, анализировали творческие работы детей.
Исследование педагогического воздействия на учащихся начальных классов на основе социально-психологического обеспечения проводилось в два этапа. На первом этапе путем включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между учителем и учащимися. На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Возрастной состав членов коллектива: от 7 до 10 лет.
При эксперименте выполнялись следующие правила, входящие в "Этический кодекс психолога":
1. Создание для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.
2. Сохранение в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.
3. Использование психологической информации в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.
4. Сочетание диагностических задач с формирующими, т.е. выдерживался принцип: "Пришел, измерил, изменил" вопреки принципу: "Пришел, измерил и ушел" (В.В. Давыдов).
5. В исследовании шли от задачи распознания и формирования личности – к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.
6. Имели в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и, прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.
Описание используемых методов и методик.
Для проверки выдвинутых гипотез были применены: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
Анализ организационного и основного периода работы
Организационный период.
Это период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3.
Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся, формирование временного детского коллектива.
Для достижения цели выполнялись следующие задачи:
· Встреча детей, формирование отрядов,
· Анкетирование с ц ...
Вклад Г.Н. Волкова в развитие этнопедагогики
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный у ...
Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
Уважаемый Антон Семенович!
Сейчас в 21 веке одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является ваша педагогическая система. Ваши идеи долгое время не признавались официальной педаго ...