Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха на уроках информатики при обучении работе с графическими редакторами

Информация о педагогике » Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха на уроках информатики при обучении работе с графическими редакторами

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В процессе обучения информатике, на уроках и внеурочно, необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках используются элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания; применяется проектный метод; школьники привлекаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся.

Неслышащие школьники, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении информации. В связи с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания информатики. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них при обучении слабослышащих школьников наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками.

Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения будет способствовать улучшению усвоения материала школьного курса информатики, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе.

Важно понять, как развивать творческие способности у глухих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей оставалось поле для творчества. Поиску наиболее подходящих форм, методов и средств для наиболее успешного усвоения основ работы в графических редакторах в процессе выполнения работ творческой направленности посвящено данное дипломное исследование.

В настоящее время существует очень мало литературы по методике обучения неслышащих школьников. Поэтому данная работа поможет расширить представление об обучении неслышащих школьников и может быть использована педагогами школ для слабослышащих детей.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости развития творческих способностей школьников с нарушениями слуха в процессе обучения работе со средствами обработки компьютерной графики и недостаточным количеством методических и практических разработок в данном направлении.

Необходимость устранения указанного противоречия посредством разработки серии уроков, направленных на развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения популярных редакторов растровой и векторной графики, обусловила актуальность темы, выбранной для настоящего исследования: «Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха на уроках информатики при обучении работе с графическими редакторами».

Место исследования – Центр образования №1406 для глухих и слабослышащих детей.

Цель исследования – разработать методику развития творческих способностей учащихся с нарушениями слуха на уроках информатики при обучении работе с графическими редакторами.

Объект исследования – процесс обучения информатике слабослышащих школьников в средней школе.

Предмет исследования – развитие творческих способностей слабослышащих учащихся в процессе обучения работе со средствами обработки компьютерной графики.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование творческих работ в процессе обучения детей с нарушениями слуха работе со средствами обработки компьютерной графики в школьном курсе информатики повысит, уровень мотивации и самостоятельности и, как следствие, эффективность обучения.

Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования решались следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Проанализировать основы творческой деятельности школьников средней школы с нарушениями слуха;

3. Подобрать формы, методы и средства обучения творческим работам учащихся с нарушениями слуха с использованием средств информационных технологий;

4. Разработать творческие работы с использованием средств информационных технологий при обучении работе с графическими редакторами детей с нарушениями слуха.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование опиралось на примерную программу профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (Угринович Н.Д.), стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ методической литературы по проблеме исследования, современного программного и информационного обеспечения процесса обучения; методы мониторинга знаний и умений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов исследования позволит повысить уровень качества усвоения материала, и принесёт пользу в дальнейшей учёбе, т.к. большинство учащихся в ЦО №1406 обучаются в общеобразовательных классах с профильным уклоном, таких как классы «столяров», «швей», «кондитеров», в которых важны творческие способности. Между тем, разработанные творческие работы могут быть использованы в других школах, обучающих детей с нарушениями слуха.


Другие статьи:

Психологические основы
При разработке уроков следует обратить внимание на основные психические процессы человека, потому, как и общедидактические принципы обучения, и основные методы обучения основываются на психических процессах человека. Различают следующие психические процессы: - ощущение; - восприятие; - внимание; - ...

Введение элективных курсов в школьном обучении
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов. Выясним что такое факультативный курс. Эт ...

Видеофильм как средство повышения речевой активности учащихся в общеобразовательной школе
Формированию стойкой положительной мотивации у учащихся в отношении иностранного языка способствует использование видеофильмов. Практика такой работы в старших классах ведет к совершенствованию умений и навыков учеников в овладении английским языком. Известен факт, что хорошее владение иностранным ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru