Формы, методы и средства обучения творческим работам с использованием информационных технологий

Страница 1

В данном параграфе представлены формы, методы и средства обучения работам с графическими редакторами.

Формы обучения

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В рамках формы реализуются содержание и методы обучения.

Основными формами организации обучения мы предлагаем классические формы обучения в школах: урок-лекция, урок-беседа, практическое занятие, индивидуальный практикум, фронтальный опрос. Чаще всего бывает рациональнее провести комбинированный урок, который бы содержал в себе следующие структурные элементы:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Всесторонняя проверка знаний.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Усвоение нового материала.

Первичное закрепление нового материала.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов и оценивание учащихся.

Для изложения теоретических основ курса мы предлагаем традиционную форму – индивидуальный практикум. Для выполнения различных заданий учащимися лучше использовать групповую форму обучения, а при выполнении работы за компьютером – лучше использовать индивидуальную форму обучения. Во время урока стоит активно применять технологии мультимедиа: использование презентации при объяснении нового материала или даже при закреплении изученного материала, работа с компьютером – при закреплении нового материала. Такая форма работы является результатом поиска новых возможностей, позволяющих реализовывать принцип наглядности.

Ссылаясь на психолого-педагогические исследования А.А. Вербицкого, отметим, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и «позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. Изучение закономерностей визуального мышления показывает его связь с творческими процессами принятия решений, утверждает регулирующую роль образа в деятельности человека . Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ, . будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» .

Основными формами практических занятий, используемых нами в курсе творческих работ, является практикум.

Практикум – выполнение протяженной самостоятельной работы по индивидуальному заданию. Работа требует синтеза знаний и умений по всему курсу. При этом преподаватель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся и при необходимости оперативную консультацию. Такая форма организации обучения хорошо подходит для реализации проектного метода в обучении, когда школьники длительное время работают над выполнением собственного проекта.

Самостоятельная работа. Во время обучения учеников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы. Для этого ученик должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому, в процессе обучения важна организация эффективной самостоятельной работы учащихся.

Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности учащихся достаточно велико, в настоящем дипломе затронем лишь классификацию по уровню познавательной самостоятельности обучаемых.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе образца. Познавательная самостоятельная деятельность ученика проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнении заданий, формирование умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Данного рода самостоятельные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными преподавателем информационными ресурсами, конспектом лекций по отбору и систематизации учебного материала.

Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от ученика анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность ученика выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий ученики приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Становление Я-концепции дошкольников
Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного "Я" ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и ...

Экскурс в истории термина «дислалия»
Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (1, стр. 66 – 68). Изучение расстройств произношения началось очень давно, но велось недостаточно дифференцировано. ...

Типы и виды экологических занятий
Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению дет ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru