Формы, методы и средства обучения творческим работам с использованием информационных технологий

Страница 1

В данном параграфе представлены формы, методы и средства обучения работам с графическими редакторами.

Формы обучения

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В рамках формы реализуются содержание и методы обучения.

Основными формами организации обучения мы предлагаем классические формы обучения в школах: урок-лекция, урок-беседа, практическое занятие, индивидуальный практикум, фронтальный опрос. Чаще всего бывает рациональнее провести комбинированный урок, который бы содержал в себе следующие структурные элементы:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Всесторонняя проверка знаний.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Усвоение нового материала.

Первичное закрепление нового материала.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов и оценивание учащихся.

Для изложения теоретических основ курса мы предлагаем традиционную форму – индивидуальный практикум. Для выполнения различных заданий учащимися лучше использовать групповую форму обучения, а при выполнении работы за компьютером – лучше использовать индивидуальную форму обучения. Во время урока стоит активно применять технологии мультимедиа: использование презентации при объяснении нового материала или даже при закреплении изученного материала, работа с компьютером – при закреплении нового материала. Такая форма работы является результатом поиска новых возможностей, позволяющих реализовывать принцип наглядности.

Ссылаясь на психолого-педагогические исследования А.А. Вербицкого, отметим, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и «позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений. Изучение закономерностей визуального мышления показывает его связь с творческими процессами принятия решений, утверждает регулирующую роль образа в деятельности человека . Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ, . будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» .

Основными формами практических занятий, используемых нами в курсе творческих работ, является практикум.

Практикум – выполнение протяженной самостоятельной работы по индивидуальному заданию. Работа требует синтеза знаний и умений по всему курсу. При этом преподаватель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся и при необходимости оперативную консультацию. Такая форма организации обучения хорошо подходит для реализации проектного метода в обучении, когда школьники длительное время работают над выполнением собственного проекта.

Самостоятельная работа. Во время обучения учеников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы. Для этого ученик должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому, в процессе обучения важна организация эффективной самостоятельной работы учащихся.

Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности учащихся достаточно велико, в настоящем дипломе затронем лишь классификацию по уровню познавательной самостоятельности обучаемых.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе образца. Познавательная самостоятельная деятельность ученика проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнении заданий, формирование умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Данного рода самостоятельные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными преподавателем информационными ресурсами, конспектом лекций по отбору и систематизации учебного материала.

Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от ученика анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность ученика выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий ученики приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Технология обучения учащихся игре в баскетбол
Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможнос ...

Методы обучения, их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучен ...

Специфика процесса обучения
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий "логика учебного предмета" и "логика учебного предмета". Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы д ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru