Закономерности развития мышления слабослышащих учащихся

Страница 5

Т.В. Розанова выделяет ряд условий, которые необходимы для развития понятийного мышления у глухих детей.

Первое условие развития понятийного мышления глухих детей – это формирование речи как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Это означает приобретение ребенком практики решения задач, условия которых выражены наглядными средствами.

Второе условие – это обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Для этого глухие дети должны владеть необходимыми речевыми средствами, и прежде всего связями, как от данного слова или словесного высказывания, так и от предмета, его признака, действия, жизненной ситуации к словам и словесным высказываниям, их обозначающим.

Третье условие – это развитие умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию, конкретизацию) как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности.

Четвертое условие – это овладение детьми началами логической грамоты: принципами классификации, построением простейших дедуктивных и индуктивных умозаключений, установлением логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

Исследования Л.И. Тиграновой позволили выявить особенности в развитии словесно-логического мышления слабослышащих школьников. Эти особенности тем более выражены, чем заметнее отставание в речевом развитии. У слабослышащих детей, имеющих значительное отставание в речевом развитии, возрастные этапы формирования словесно-логического мышления приближаются к глухим детям. По словам Л.И. Тиграновой, полноценное развитие абстрактно-понятийного мышления напрямую зависит от уровня речевого развития, а формирование логических операций во многом определяется степенью участия речи в мыслительной деятельности. Речевая функция позволяет рассматривать объекты с разных точек зрения, включать их в новые системы отношений, обнаруживать новые свойства, то есть обеспечивает динамику мышления, создает движение мысли, что составляет базис для развития логического мышления.

Результаты исследований свидетельствуют о совершенствовании словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей в старшем школьном возрасте. Вместе с тем темпы развития этого вида мышления заметно ниже, чем наглядно-образного. В связи с отставанием в развитии наглядно-образного мышления и словесной речи переход на стадию словесно-логического мышления у школьников с нарушениями слуха происходит в более старшем возрасте и в течение более длительного времени и завершается приблизительно к концу школьного обучения. В словесно-логическом мышлении более выражены особенности, отличающие глухих и слабослышащих детей от слышащих.

Таким образом, особенности словесно-логического мышления у старшеклассников с нарушенным слухом изучены недостаточно.

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются:

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Взаимосвязь игры и детского конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Детское конструирование, и особен ...

Организация исследования в методике обучения. Методы исследования
Под организацией методического исследования подразумевается процесс и результаты научно-методической деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения ИЯ в начальной школе. Любое педагогическое, в том числе методическое, исследование предполагает наличие общепринятых ...

Физиологическая основа внимания
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru