Закономерности развития мышления слабослышащих учащихся

Страница 2

Для овладения системой понятий, надо научиться выполнять не только разносторонний, но и многоступенчатый анализ.

Суть многоступенчатого анализа заключается в том, что с его помощью можно в каждом объекте выделить то совокупность более общих, родовых его признаков, то совокупность более своеобразных, видовых или индивидуальных признаков. Возможность выполнять многоступенчатый анализ опирается на использование многообразных языковых и знаковых средств.

Е.М. Кудрявцева исследовала, как развивается умение выполнять многоступенчатый анализ глухими школьниками. Основная тенденция в развитии многоступенчатого анализа у них такая же, как у слышащих детей. У глухих детей, как и у слышащих, раньше наступает умение выполнять анализ общих признаков объектов, а затем умение выделять их специальные признаки.

Возможность осуществить анализ общих признаков объектов появляется у них позднее, чем у слышащих детей. В этом следует видеть одно из проявлений недоразвития словесного мышления Заметных улучшений в данной мыслительной операции они достигают при переходе от среднего к старшему школьному возрасту.

Замедленное развитие специального анализа проявляется в длительном использовании широких общих терминов и недостаточном использовании уже известных им специальных обозначений. Так, глухие дети нередко до старшего возраста называют ручные часы просто часами, чайную ложку – ложкой и т. д.

Как отмечает Т.В. Розанова, многоступенчатый и специальный анализ являются условием осуществления обобщений, необходимых для правильного формирования систем понятий.

Обобщения у детей с недостатками слуха первоначально оказываются неточными, поскольку они основываются на фрагментарном анализе предметов и целостном, нерасчлененном их восприятии. Только по мере развития операций анализа, синтеза и сравнения в единстве с овладением речью у детей появляется возможность осуществления операции абстракции и обобщения предметов.

В исследованиях Е.М. Кудрявцевой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф детям предлагались предметы, а не их названия, как это делалось обычно. Исследования показали, что первые обобщения ребенка действительно широки, но они не являются самыми широкими из возможных. Движение от общего к частному, к специальному содействует улучшению имеющегося общего и появлению новых обобщений.

Т.А. Григорьева изучала индивидуальные особенности сравнения, как мыслительной операции у глухих старшеклассников с помощью сюжетных картинок. В результате ею были сделаны следующие выводы: можно провести определенную корреляцию между успешностью овладения операцией сравнения и успеваемостью. Испытуемые, имеющие хорошую лингвистическую и математическую подготовку, обнаруживают и более высокий уровень овладения операцией сравнения. Слабая же степень овладения математическими и лингвистическими знаниями соответствует низкому уровню выполнения заданий на сравнение.

Многие из языковых средств усваиваются глухими детьми в процессе сравнения. Они закрепляются и совершенствуются при выполнении этого вида умственной деятельности, играющей существенную роль в развитии мышления.

Заметные успехи в «технике» сравнения происходят у глухих детей в подростковом возрасте: так же как слышащие дети, они начинают производить сравнение в определенной системе и последовательности, что свидетельствует о значительном развитии словесного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Коммуникативные игры
«Сиамские близнецы» Цель: развитие концентрации внимания, сплочение группы. Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы ...

Организация профильного обучения
Типы учебных предметов, изучаемые в профильной школе: Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в ...

Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. - Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу о ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru