Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Страница 1

Даже в настоящее время мотивационная сфера человека очень мало изучена в психологии. Однако, это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету. Ещё с древности до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека вызывал у ученых и философов громадный интерес, что приводило к построению различных гипотез и теорий. Проблема формирования интереса является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Это связано с тем, что сейчас существует необходимость внедрения в практику психологических исследований, познания закономерностей человека для регуляции его поведения.

Среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Одними из самых известных теорий являются психосексуальная теория З. Фрейда, теория поля К. Левина, теория самоактуализации в гуманистической психологии. Во второй половине XX века появился ряд специальных мотивационных концепций.

Что касается работ советского времени, то сложившиеся основополагающие концепции мотивации предполагали определяющее влияние культурно-исторического опыта и роль организации деятельности. Также была выдвинута идея о базовых потребностях в новизне впечатлений и в признании, при опоре на которые можно воспитать новые мотивы, в том числе и учебные. Некоторыми исследователями потребность в общении признавалась движущей силой развития личности. Также внимание было уделено и вопросу осознаваемости мотив, который, однако, так и не получил однозначного решения. Учебная мотивация младших школьников, особенно постепенное сосредоточение учащихся более на результате обучения, нежели чем на самом учебном процессе, и угасанию познавательного интереса, тоже были рассмотрены во многих работах . В ведущей учебной деятельности младшего школьника отмечены неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса и широкие социальные мотивы долга.

Особое внимание к мотивации характерно для гештальтской психологической школы, которая избрала для своих исследований главным образом область познавательных процессов. Одними из первых, психологи Вюрцбургской школы поставили проблему активности человеческого .

Отставание же в исследовании мотивационной сферы человека можно объяснить и фактом, что в процессе исторического развития на смену интенсивного изучения инстинктов и пришло изучение сознание, разума, интеллекта, которые были признаны главным регулятором человеческой активности. Поэтому многие психологи отказались от исследования потребностей и инстинктов у человека, которые стали предметом преимущественно зоопсихологических исследований. Исследования психологии человека сосредоточились, прежде всего, на познавательных процессах: восприятии, памяти, мышлении и отчасти, но в гораздо меньшей степени, на волевой сфере.

В западной психологии всю первую половину двадцатого века занимали господствующее положение психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Позже, в конце 50-х годов, в значительной мере под влиянием психоаналитических представлений исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения.

В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда этот мотив складывается из противоположных мотивационных тенденций - стремление к успеху и избегание неудач. Высокий уровень достижения означал, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. И напротив, семьи в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующем становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...

Эмпирическое исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и 10 «В» классах средней школы г. Советска, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов: Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях. Пр ...

Особенности построения и проведения интегрированных уроков
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Одно из на ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru