Закономерности развития мышления слабослышащих учащихся

Страница 4

В связи с этим у них возникают большие проблемы в понимании исторических, естествоведческих, литературных, научных и других текстов. В их основе лежит не только недоразвитие речи, но и сложности определения реальных причинно-следственных зависимостей. У таких школьников обнаруживается склонность видеть причину только в реальном, наблюдаемом явлении, неумение выявлять скрытые причины, события и отождествление причинно-следственных зависимостей с пространственно-временными.

У глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. По данным Т.В. Розановой, около 25% глухих детей имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников. Кроме того, небольшое число глухих детей (около 15% в каждой возрастной группе) по уровню развития словесно-логического мышления приближается к средним показателям слышащих сверстников. Однако среди глухих имеются также учащиеся (10-15%) со значительным отставанием в развитии словесно-логического мышления по сравнению с тем, что наблюдается у большинства глухих. Эти дети не являются умственно отсталыми, уровень развития их наглядного мышления – в пределах возрастной нормы глухих. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у этих детей в овладении словесной речью.

Т.В. Розанова обращает особое внимание на то, что необходимо учитывать индивидуальные особенности развития мышления глухих детей при организации процесса их обучения. На основе своего исследования и в ходе длительного наблюдения глухих детей в процессе обучения она выделяет пять групп детей. Первую группу составляют дети с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Эти школьники не уступают своим слышащим ровесникам по уровню развития наглядного мышления и отстают от слышащих по развитию понятийного мышления примерно на три года. Дети, входящие в эту группу, хорошо усваивают программу школ глухих на протяжении всех лет обучения, проявляют активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий и имеют высокую обучаемость. Несмотря на это, они все равно нуждаются в специальной помощи педагога для всестороннего развития их личности. Ко второй группе относятся дети со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Они отстают от слышащих сверстников по развитию обоих видов мышления. В школе они обычно имеют среднюю успеваемость и нуждаются в постоянной помощи педагога. К третьей группе относятся дети с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления. Эти учащиеся обычно имеют сниженную работоспособность и низкую обучаемость. При первично сохранном интеллекте эти дети нуждаются как в индивидуальном подходе, так и в замедленном темпе обучения по сравнению с детьми двух первых групп. Четвертую группу составляют дети с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем словесно-логического мышления. Дети этой группы не уступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления, но они имеют большие трудности в овладении речью. В силу различных неблагоприятных факторов (дефицит внимания к их речи со стороны взрослых, пропуск занятий, неусидчивость, бедность учебных интересов), темпы развития их речи заметно снижаются. Эти школьники обычно легко выполняют интересные для них задания наглядно-практического характера и испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы на протяжении всех лет обучения. Однако, в этой группе бывают дети, которые благодаря успешномуобучению выравниваются и переходят в разряд «хорошистов», и, наоборот, при неадекватном обучении и недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, он не усваивает школьную программу. Пятая, самая малочисленная группа, состоит из детей с высоким уровнем развития словесно-логического мышления при низком уровне развития наглядного мышления. Эти дети обычно имеют высокие показатели в усвоении школьной программы на первых этапах обучения с постепенным снижением эффективности усвоениязнаний в последующих звеньях школьной системы. В ряде случаев у этих учащихся на протяжении школьного обучения происходит компенсаторное развитие наглядного мышления и дальнейшее гармоничное формирование обоих видов мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Хранение курсовых работ
Курсовые работы хранятся на кафедре. Срок хранения курсовых работ устанавливается Номенклатурой дел Института. Для представления на конкурсы или использования в интересах выпускающих кафедр курсовые работы решением заведующего кафедрой могут быть оставлены на хранение на кафедрах и после установл ...

Роль ролевых игр в развитии ребенка
Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк или в приключения Муми-троллей, в звёздные войны или в строительство железной дороги ...

История подготовки педагогов – дефектологов
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Если говорить непосредственно о нашей стране, то долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru