Свойства внимания

Страница 4

В педагогической практике учитывается эффект влияния на внимание как непрерывно действующих, так и прерывистых раздражителей. На занятиях учащиеся в классе и при подготовке домашнего задания важно создавать условия, исключающие возможность действия прерывистых раздражителей.

В домашних условиях родители иногда предоставляют своему ребенку возможность готовить уроки в изолированной комнате при абсолютной тишине. В таких условиях развивается изнеженное, тепличное внимание, с которым трудно будет жить, когда ребенок станет взрослым. Надо приучать детей работать внимательно и при действии раздражителей (шума, негромкого разговора и тому подобное.). Внутренней отвлекаемости способствует отсутствие интереса к делу, чувства ответственности за его выполнение. Внутренняя отвлекаем ость возникает под влиянием очень сильных эмоций. Чтобы у школьников не возникала внутренняя отвлекаемость, приносящая огромный вред учению, надо исключить из их жизни все то, что угнетает или чрезмерно возбуждает настроение, вызывает чувства обиды, гнева, страха, оскорбляет достоинство, появление посторонних мыслей. Вместе с тем важно воспитывать у ребят интерес к знаниям, чувство долга.

Рассеянность внимания

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимое невнимание – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют ''профессорской'', ''ученой'', так как она часто встречается у людей этой категории. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. «При сосредоточенном думании, - пишет И.П. Павлов, - при увлечении каким-нибудь интересным делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, - явная отрицательная индукция».

Большим злом является подлинная рассеянность. Ученик, страдающий такого рода рассеянностью, не способен к произвольному вниманию, то есть не может сознательно, усилием воли сосредоточить свое внимание в нужном направлении. Физиологической основой подлинной рассеянности является возникновение ряда очагов возбуждения в коре головного мозга, но ни в одном из них оно не становится оптимальным. При этом возбуждение слабо концентрируется, в результате чего в коре мозга не формируется очаг оптимальной возбудимости.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешает учиться. Надо помочь таким учащимся более разумно расходовать жизненную энергию, ограничивать круг их интересов, определить ведущий интерес, основные виды внеклассных и внешкольных занятий, чаще контролировать учебные занятия.

Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Внимание такого ребенка ни на чем не задерживается и в результате в школу ребенок поступает уже со сформированной рассеянностью. Преодолеть такую рассеянность очень трудно. От учителя потребуется огромная выдержка, настойчивость и терпение, чтобы коренным образом изменить воспитание этого ребенка. В контакте с учителем родители пересматривают систему отношений к ребенку: настойчиво следят за выполнением установленного учителем режима; контролировать его поведение в школе; определяют круг трудовых обязанностей и тому подобное. Совместными усилиями учитель и родители постепенно могут избавить ребенка от этой тяжелой формы рассеянности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по повышению вычислительной культуры школьников была проведена в 6-а классе средней школы №51 г. Кирова. Для эксперимента был взят общеобразовательный класс со средней успеваемостью. В начале каждого урока ученикам предлагались карточки с заданиями на отработку одног ...

Анализ организационного и основного периода работы
Организационный период. Это период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3. Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся, формирование временного детского коллектива. Для достижения цели выполнялись следующие задачи: · Встреча детей, формирование отрядов, · Анкетирование с целью в ...

Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции Ро ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru