Свойства внимания

Страница 1

Объем внимания определяется числом объектов, которые может быть охвачено вниманием в момент времени. Если ученику показать таблицу, на которой нарисован ряд предметов (независимо друг от друга), то в момент времени (1–2 секунды), он заметит несколько нарисованных предметов, что определит объем его внимания. Существует экспериментальный способ определения внимания при помощи особого аппарата, который называют тахистоскопом. Этот прибор позволяет предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскоп состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экранам, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50–100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Профессор Н.Ф. Добрынин при помощи тахистоскопического метода установил, что объем внимания младших школьников равен 2 –3 знакам, а средних и старших – 4–6 знакам.

Объем внимания может быть узким и широким, может изменяться в процессе деятельности и с возрастом. Люди с узким объемом внимания могут сосредоточить свое внимание на малое число объектов, с широким объемом – охватывают сразу большое число объектов.

Физиологической основой внимания является широта очага оптимальной возбудимости, возникшего в коре головного мозга в процессе деятельности. Чем больше в коре мозга возбужденных пунктов, связанных между собой разнообразными путями, тем шире объем внимания. Широкий объем внимания играет положительную роль в процессе учебной деятельности учащихся. Объем внимания можно расширить путем упражнений.

Расширение объема внимания положительно сказывается на умственной деятельности учащихся (стимулирует деятельность восприятия, мышления, воображения, памяти).

В практике, в частности педагогической, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

Концетрация внимания

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, то есть основной показатель его выраженности, другими словами – это фокус, в котором создана психическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания, на каком–либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени. Другие характеризуют психологические состояния (возбудимость, заторможенность и тому прочее), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, наоборот, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится неустойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Устойчивость произвольного внимания у детей разных возрастов не одинакова. По данным профессора Н.Ф. Добрынина, у детей 7–8 – летнего возраста устойчивость внимания измеряется 10–15 минутами, у школьников среднего и старшего возрастов – 40–45 минут.

Устойчивости внимания способствует смена видов деятельности. В младших классах необходимо каждые 10–15 минут менять вид деятельности, чтобы внимание детей не утомлялось, оставалось устойчивым. Также устойчивость внимания способствует строгая логика в изложении учебного материала, оптимальное использование наглядности, постановки вопросов, активизирующих мышления учащихся, применение таких методов, которые стимулируют работу мозга, предотвращая утомление (лабораторные работы, эксперименты, беседы, кинофильмы и другие).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Уровневая система регуляции двигательных функций
Работы И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, св ...

Закономерности развития мышления слабослышащих учащихся
В ходе исследований психологами были выявлены многие закономерности, характерные для развития мышления детей с нарушениями слуха. Среди них можно выделить общие закономерности, характерные для детей с сохранным и нарушенным слухом, и специфические закономерности, характерные для детей с нарушенным ...

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное. Казалось бы, в эстетической области ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru