Колебание внимания
Одним из динамических свойств внимания является колебание внимания. Под колебанием внимания понимают непроизвольные периодические кратковременные изменения степени интенсивности внимания.
Колебание внимания проявляется во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем замечать, несмотря на внимание к нему. Эти смены протекают скачкообразно в короткие промежутки времени. Были подсчитаны периоды колебаний внимания при предъявлении элементарных раздражителей. По данным русского психолога Н.Н. Ланге, они составляют обычно промежуток от 2-3 секунд до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие - при осязательных.
Чем объяснить эти колебания? Существует несколько мнений. Психологии известно попытка объяснить физиологические основы колебания внимания. Некоторые ученые усматривают физиологический механизм внимания в волнообразно протекающих процессах возбуждения, субъективным выражением которых оно является. «Клетки мозга требуют известного отдыха, и этот отдых проявляется с наступающим торможением» [15].
Попытка объяснить колебания на основе данных современной нейрофизиологией, предпринята в книге Е.Д. Хомской «Мозг и активация». [50] Автор отмечает ряд точек зрения по вопросу о физиологических основах колебания внимания. Одни ученые предполагают, что оно связано с колебанием артериального давления и дыхания; другие считают, что в его основе лежит ритмическое функционирование нейронов определенного типа.
Распределение внимания
Распределение внимания – «такая форма организации психологической деятельности, при которой одновременно выполняются две и более деятельности»
Профессор И.В. Страхов указывает на существование трех уровней в распределении внимания. Наиболее легкий имеет место в том случае, когда внимание распределяется между двумя видами деятельности, одна из которых выполняется на основе прочно выработанного навыка. Например, ученица пришивает пуговицу и одновременно слушает магнитофон.
Более высоким уровнем распределения внимания является одновременное выполнение двух видов умственной деятельности, что имеет место, например, при комментированном письме.
Наконец, самый высокий уровень распределения внимания наблюдается в том случае, когда внимание распределяется между двумя мыслительными процессами с различным содержанием. Обычно при этом все же ясно осознается только один ряд мыслей, в других случаях схватывается только общее содержание. Стремление же ясно осознать содержание обоих рядов мыслей введет к повышению эмоциональной напряженности, при котором распределение внимания уже становится невозможным.
Нервный механизм распределения внимания состоит в том, что более сложный вид деятельности, требующей напряжения внимания выполняется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а более простая, обычно не вызывающая затруднений, деятельностьможет управляться участками мозга, находящимися в известной степени торможения.
Распределение является ценнейшим качеством человеческого внимания, необходимым в жизни. От умения распределять внимание нередко зависит правильная организация и производительность труда. Многие профессии требуют от человека способности распределять внимание (например, летчики, шофера, и другие). Особенно важно это свойство в деятельности педагога. На уроке учитель должен излагать материал и одновременно следить за его усвоением учащихся, наблюдать за дисциплиной в классе, вести записи на доске и тому подобное. Распределение внимания необходимо и в учебной деятельности школьников. На уроке надо слушать, воспринимать и понимать объясняемый учителем материал и одновременно вести запись в тетради, следить за ответами товарищей и самому быть готовым к ответу на вопрос учителя.
Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащихся. В первом классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределять. Умение распределять внимание нарастает у ребенка от класса к классу. По исследованиям И.В. Диевой, умение школьников распределять внимание нарастает к третьему классу, где это свойство проявляется более отчетливо. В первом классе – 47%, во втором – 74%, в третьем – 80% испытуемых умеют распределять внимание.
Старшеклассники значительно лучше младших школьников распределяют свое внимание. Они могут одновременно слушать и конспектировать материал, школьной лекции, чертить схему и тому подобное.
Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента проведён цикл занятий (8) по обучению элементам игры в баскетбол он проводился с декабря 2004 по март 2005 года.
Ежедневно планировалась и проводилась индивидуальная работа по формированию умений действий с мячом. Для самостоятельной двигательной деятельности детя ...
Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой
дизартрией
В экспериментальной части исследования мы определили уровень сформированности психомоторики детей со стертой дизартрией: высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная о ...
Понятие векторного изображения. Представление о цветовых моделях. Назначение
и элементы графического редактора
Данная тема включает в себя два параграфа, каждый из которых разбит ещё на два пункта. Разумеется, введение в работу с векторной графикой должно начинаться с рассмотрения понятия векторного изображения, а именно знакомством с понятиями о векторной и растровой графике и цветовых моделях. Кроме этог ...