При оценка уровня сформированности социально-бытовых навыков экспериментальной и контрольной групп нами было выделено три уровня социально-бытовых навыков:
1.Достаточный уровень;
2.Приближенный к достаточному уровень;
3.Недостаточный уровень.
Сравнительные данные о распределения учащихся по группам, отражающим у них уровень развития социально-трудовых навыков до и после проведения коррекционно-педагогической работы, приведены на рис.2.
Рис 2. Распределение учащихся по группам сформированности социально-трудовых навыков
Сравнительный анализ уровня сформированности социально-бытовых навыков в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента показал незначительную разницу в уровнях. В экспериментальной группе достаточный уровень социально-бытовых навыков присутствует у 15 % детей, а в контрольной 13 %. Уровень приблеженный к достаточному у 32 % экспериментальной группы и соответственно в контрольной 30 %. Недостаточный уровень сформированности социально-бытовых навыков присутствует более чем у половины детей исследуемых групп: ЭГ – 53%, КГ – 57%. Результаты проведённого констатирующего этапа эксперимента позволяют утверждать о валидности выборки, возможности проведения формирующего этапа исследования и получении надёжных результатов.
После проведения формирующего этапа эксперимента в ходе которого в процесс развития детей экспериментальной группы была внедрена наша методика был проведён контрольный срез в обеих группах.
Сравнительный анализ данных результатов позволяет говорить о возможностях нашей методики. Этот вывод подтверждается следующими цифрами. В экспериментальной группе достаточный уровень сформированности социально-бытовых навыков составил 28 % по сравнению с контрольной 17 %. Приближенный к достаточному уровень составли половину детей в ЭГ – 49 %, а в контрольной лишь 35 %. Недостаточный уровень социально-бытовых навыков в экспериментальной группе сократился с 53 % до 23%, а в контрольной с 57% до 48 %. Все эти показатели говорят о действенности нашей методики.
Изменение состава групп, отражающих уровни сформированности социально-трудовых навыков учащихся, было использовано нами для определения эффективности предлагаемой методики обучения. С этой целью мы рассчитали индекс сформированности социально-трудовых навыков умственно отсталых старшеклассников по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза, отдельно для экспериментальной и контрольной групп учащихся.
Значение индекса могло колебаться в пределах от 1 до 3. Значение, равное 1, соответствовало бы случаю, при котором все ученики в группе обладали недостаточным уровнем сформированности социально-трудовых навыков. Напротив, значение индекса, равное 3, отражало бы противоположный случай - все ученики достигли достаточного уровня сформированности коммуникативных умений. Результаты расчета индекса приведены в таблице 2.
Таблица 2. Индекс сформированности коммуникативных умений
Группа учащихся |
Значение индекса |
Изменение индекса | |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез | ||
Экспериментальная |
1.62 |
2.04 |
25.9% |
Контрольная |
1.57 |
1.70 |
8.3% |
Сравнительный анализ показывает, что в экспериментальной группе рост индекса сформированности социально-трудовых навыков в три раза превысил изменение индекса в контрольной группе. Очевидно, что ситуации и задания практико-ориентированной методики, предлагавшиеся учащимся, успешнее влияли на развитие социально-трудовых навыков экспериментальной группы школьников.
Полученные данные экспериментального обучения свидетельствуют о том, что предлагаемая практико-ориентированная методика развития социально-трудовых навыков умственно отсталых школьников может успешно применяться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида и является одним из средств развития социально-трудовых навыков. Как следует из всего вышесказанного, работа над социально-трудовыми навыками должна осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей организации урока, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение учащихся в процессе труда, наиболее полно отвечающих уровню сформированности социально-трудовых навыков каждого учащегося.
Возможности и условия осуществления индивидуальной программы реабилитации
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы главными бюро медико-социальной экспертизы и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в г ...
Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова
В предыдущем параграфе не раз упоминалось о развивающем обучении по системе Эльконина-Давыдова. Рассмотрим основные аспекты инновационной системы обучения этих двух великих учёных.
В начальной школе учат считать, читать и писать. Это обучение нацелено на формирование навыков грамоты. Традиционно ...
Общая характеристика форм построения занятий
Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно законченной частью, очередным и самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть свя ...