В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей. Результаты были занесены в таблицу №1
Таблица 1
Уровни самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в з трудовой деятельности
|
Возраст, лет |
Кол-во детей |
Вид труда |
Уровни самостоятельности (кол / %) | ||||
|
1 б. |
2 б. |
3 б. |
4 б. |
5 б. | |||
|
9 |
25 |
самообслуживание |
1/4 |
8/32 |
16/64 |
- |
- |
|
Хозяйственно бытовой |
5/30 |
7/28 |
10/40 |
3/12 |
- | ||
|
ручной |
- |
8/32 |
16/64 |
1/4 |
- | ||
Полученные результаты показали, что большинство детей находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность, связанная с переносом трудовым умений в новые условия и самоконтролем, способностью к проявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовой деятельности, не выявлена.
На рисунке 1. представлена диаграмма, на которой показаны уровни развития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.
Рис. 1.
Большое количество детей находятся на 3 уровне самостоятельности - трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
На втором уровне находятся 8 детей (хозяйственно-бытовая деятельность), владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.
Эксперимент показал, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся с нарушением интеллекта.
Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в повседневном труде обусловлен также просчетами в воспитании и обучении.
Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по развитию личности учащихся с нарушением интеллекта в трудовой деятельности. Для этого необходимо разработать систему занятий по трудовой деятельности
Результаты первой серии констатирующего эксперимента показали:
большинство умственно отсталых старшеклассников необъективно оценивали собственный уровень социально-трудовых навыков. Из 133 учеников, участвовавших в анкетировании, 89 (67%) высоко оценили свои социально-трудовые навыки, но лишь 33 ученика (25%), по мнению учителей, действительно ими обладали. Остальные школьники были оценены учителями, как имеющие средний или низкий уровень социально-трудовых навыков;
завышенная оценка собственных социально-трудовых навыков вступала в противоречие не только с результатами анкетирования учителей, но и с последующими ответами школьников на вопрос о круге выполняемых трудовых навыков, который, как указывали сами школьники, был ограничен у большинства из них;
существовала реальная потребность в развитии социально-трудовых навыков и определенное желание умственно отсталых школьников развивать свои трудовые навыки. 72% учеников признали, что умение трудиться не приходит само, что этому необходимо учиться;
Принцип коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку
Направление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в методике возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США и Канаде в конце 1970-х – начале 80-х годов.
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемог ...
Формы, методы и средства обучения творческим работам с
использованием информационных технологий
В данном параграфе представлены формы, методы и средства обучения работам с графическими редакторами.
Формы обучения
Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В рамк ...
Анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе
Большинство российских школ проводят некоторые работы по профессиональной ориентации школьников. Одной из таких работ является компьютерное тестирование учащихся 8–11 классов на основании приказа Министерства Образования и Науки Республики Татарстан. В тестирование входят тесты по определению проф ...