Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

Информация о педагогике » Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т.С., Е.Ф. Архипова, Е. Волосова) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская [8] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л.В. определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р.И., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Г.В. Гуровец и С.И. Маевской), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока. Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г.А., Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. отмечают важность развития движений, психомоторики в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью.

Объект исследования:

психомоторные функции у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования:

особенности психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Цель исследования:

изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач.

1. Изучить педагогическую, логопедическую, физиологическую литературу по вопросам исследования двигательной сферы в норме и у детей с речевыми нарушениями.

2. Подобрать методики исследования психомоторики у детей с дизартрией.

3. Экспериментально исследовать особенности психомоторики у детей 5 лет со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием.

4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

5.

Разработать методические рекомендации по формированию психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией.

Гипотеза: У

читывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при стертой дизартрии, можно предположить, что у этих детей есть особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией.

Теоретическое значение:

обобщение существующих теоретических сведений об организации двигательной сферы, анализ симптоматики нарушений психомоторики детей со стертой дизартрией с позиций теории уровневой организации движений.

Практическое значение:

своевременная диагностика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мимической, речевой и мелкой моторики детей 5 лет со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия.


Другие статьи:

Современные проблемы высшего образования
В течение длительного времени число выпускников вузов в мире составляло лишь небольшую часть каждой возрастной группы. Эти специалисты были ориентированы на ограниченное количество областей деятельности и не испытывали практически никаких трудностей в поиске работы, обеспечивающей им высокий по ср ...

Возрастные особенности учащихся в 5-6 классах
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л.С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генет ...

Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru