Характеристика стертой дизартрии

Страница 1

М.Е. Хватцев дает следующее определение дизартрии (дис — качественное различие, артрон — сочленение): «Косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным расстройством речевых аппаратов и их связей между собой в головном мозгу — от коры до ядер продолговатого мозга включительно». Дизартрия представляет собой все формы косноязычия от искажения звуков, «смазанной речи» до гнусавого невнятного произношения.

В определении Е.Н. Винарской дизартрия характеризуется как невнятная, смазанная, малоразборчивая речь, обусловленная стволово–подкорковыми очаговыми поражениями мозга. Патогенез дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульварная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); стволово-подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия).

А.Н. Корнев указывает на необходимость различения дизартрии у детей и взрослых и выделяет дизартрию взрослых, т.е. приобретенные нарушения звукопроизношения и расстройства речи дизонтогенетического типа у детей, т.е. «дизартрию развития». Автор отмечает, что в русле исследования дислалий в 60-е гг. была выделена малоизученная группа детей, у которых обнаружились некоторые отдельные черты сходства с дизартрией. Характерно, что как в те годы, так и в настоящее время большинство таких работ принадлежит не клиницистам, а логопедам. В указанный период времени в отечественной логопедии в обиход вошло понятие «стертая дизартрия» (Мелехова Л.В., Токарева О.А., Гуровец Г.В., Маевская С.И.). Это привело к значительному расширению рамок дизартрии: к ней стали относить и многочисленные случаи легких избирательных нарушений произношения отдельных звуков, которые прежде именовались полиморфной дислалией.

Л.В. Лопатина определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга. Из неврологической симптоматики авторами (Мелехова Л.В., Гуровец Г.В., Маевская С.И., Л.В. Лопатина,Р.И.Мартынова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская) приводятся весьма полиморфные, непостоянные микросимптомы: моторное беспокойство языка, девиация языка и асимметрия носогубных складок, цианоз кончика языка, наступающий при длительном поддержании определенной позы, асимметрия сухожильных рефлексов, в отдельных клинических иллюстрациях присутствует и более выраженная пирамидная симптоматика, однако подобные симптомы не являются общими для группы в целом.

По мнению С.И. Маевской и Г.В. Гуровец, типичные фонетические проявления «стертой дизартрии» — это межзубное произношение Т, Д, Н, Л и С, велярное Р, боковое произношение свистящих и шипящих, Р и Р', замены шипящих на свистящие, иногда — оглушение звонких согласных. Согласно данным Л.В. Лопатиной , у детей со «стертой дизартрией» преобладают нарушения типа межзубного и призубного сигматизмов. Наиболее часто искаженно произносятся свистящие согласные. В то же время артикуляторно более сложные звуки (аффрикаты, соноры) нарушаются значительно реже.

Е.Ф. Архипова отмечает, что у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна для учащихся 10-11 классов
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания стоят проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области «Технология» подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащ ...

Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, ко ...

Современные проблемы высшего образования
В течение длительного времени число выпускников вузов в мире составляло лишь небольшую часть каждой возрастной группы. Эти специалисты были ориентированы на ограниченное количество областей деятельности и не испытывали практически никаких трудностей в поиске работы, обеспечивающей им высокий по ср ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru