Научно теоретические основы исследования

Страница 1

При постановке целей и задач исследования, подборе методик мы опирались на следующие научно – теоретические положения.

- положение Л.С. Выготского [12] о сложной структуре дефекта, о наличии первичного дефекта и вторичных отклонений в формировании функций у детей с различной, в том числе речевой, патологией.

- положение Бернштейна Н.А. о сложном строении двигательного акта. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, — ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, — фоновые.

Поэтому изучение состояния психомоторики детей со стертой дизартрией целесообразно осуществлять с позиций уровневой теории организации движений, что позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Цель:

экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений.

Задачи:

1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет.

2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования.

3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией.

Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста.

Методика № 1. Исследование особенностей общей произвольной моторики

Цель:

Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статической и динамической координации, одновременность, отчетливость движений.

Задания:

1. 1 Исследование статической координации движений

Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

1.2 Исследование динамической координации движений

Выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

1. 3 Исследование координации движений

Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе. Отметить: координация сохранна; нарушена.

1.4 Исследование переключения движений

Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Отметить: переключение движений сохранно; нарушено.

1.5 Исследование наличия или отсутствия движения

Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.

Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь.

Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

1.6 Исследование пространственной организации движений (по подражанию)

Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа и слева.

1.7.

Исследование пространственной организации движений (по словесной инструкции)

По словесной инструкции проделать эти же движения.

Отметить: ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.

Оценка.

Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.

Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Цель:

выявление возможности, качества и объема мимических поз.

Задания:

2.1 удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Игра-занятие «Гусь»
Для детей 2,5-3 лет Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая ше ...

Понятие «качество образования»
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно пользуются одной из двух трактовок этого понятия – философской или производственной. Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям обра ...

Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длинна тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Исследования показывают, что младший школьный возраст я ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru