При постановке целей и задач исследования, подборе методик мы опирались на следующие научно – теоретические положения.
- положение Л.С. Выготского [12] о сложной структуре дефекта, о наличии первичного дефекта и вторичных отклонений в формировании функций у детей с различной, в том числе речевой, патологией.
- положение Бернштейна Н.А. о сложном строении двигательного акта. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, — ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, — фоновые.
Поэтому изучение состояния психомоторики детей со стертой дизартрией целесообразно осуществлять с позиций уровневой теории организации движений, что позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.
Цель:
экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений.
Задачи:
1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет.
2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования.
3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.
4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией.
Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста.
Методика № 1. Исследование особенностей общей произвольной моторики
Цель:
Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статической и динамической координации, одновременность, отчетливость движений.
Задания:
1. 1 Исследование статической координации движений
Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
1.2 Исследование динамической координации движений
Выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.
1. 3 Исследование координации движений
Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе. Отметить: координация сохранна; нарушена.
1.4 Исследование переключения движений
Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).
Отметить: переключение движений сохранно; нарушено.
1.5 Исследование наличия или отсутствия движения
Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.
Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь.
Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.
Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.
1.6 Исследование пространственной организации движений (по подражанию)
Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа и слева.
1.7.
Исследование пространственной организации движений (по словесной инструкции)
По словесной инструкции проделать эти же движения.
Отметить: ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.
Оценка.
Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.
Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.
Цель:
выявление возможности, качества и объема мимических поз.
Задания:
2.1 удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;
Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики
обучение воспитание педагогика
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - э ...
Сущность нравственного воспитания
В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процес ...
Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
- Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу ...