Научно теоретические основы исследования

Страница 1

При постановке целей и задач исследования, подборе методик мы опирались на следующие научно – теоретические положения.

- положение Л.С. Выготского [12] о сложной структуре дефекта, о наличии первичного дефекта и вторичных отклонений в формировании функций у детей с различной, в том числе речевой, патологией.

- положение Бернштейна Н.А. о сложном строении двигательного акта. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, — ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, — фоновые.

Поэтому изучение состояния психомоторики детей со стертой дизартрией целесообразно осуществлять с позиций уровневой теории организации движений, что позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Цель:

экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений.

Задачи:

1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет.

2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования.

3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией.

Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста.

Методика № 1. Исследование особенностей общей произвольной моторики

Цель:

Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статической и динамической координации, одновременность, отчетливость движений.

Задания:

1. 1 Исследование статической координации движений

Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

1.2 Исследование динамической координации движений

Выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

1. 3 Исследование координации движений

Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе. Отметить: координация сохранна; нарушена.

1.4 Исследование переключения движений

Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Отметить: переключение движений сохранно; нарушено.

1.5 Исследование наличия или отсутствия движения

Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс.

Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь.

Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить: по всем параметрам раздела — наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

1.6 Исследование пространственной организации движений (по подражанию)

Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа и слева.

1.7.

Исследование пространственной организации движений (по словесной инструкции)

По словесной инструкции проделать эти же движения.

Отметить: ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.

Оценка.

Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.

Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Цель:

выявление возможности, качества и объема мимических поз.

Задания:

2.1 удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед;

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Теоретические основы реализации коммуникативного метода обучения иностранным языкам
Метод - это система функционально взаимообусловленных частнометодическнх принципов, объединенная единой стратегической идеей, направленной на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Для коммуникативного метода такой идеей является коммуникативность обучения. Следовательно, построение процес ...

Специфика урока иностранного языка
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкульту ...

Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одеж ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru