Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов » Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Страница 3

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (16) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

Уровни развития умений

Умение строить рассуждение

Умение раскрывать тему и основн. мысль

Умение использ. доказательство, объяснение, делать вывод.

высокий

37,5%

31,25%

37,5%

средний

62,5%

56,25%

50%

низкий

-

12,5%

12,5%

Анализ данных показал, что количество детей, написавших сочинения с раскрытой темой 87%. С точки зрения типа теста показал, что учащиеся не сбились на повествование и описание Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить рассуждения 100% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и использовать в своих сочинениях доказательства или объяснения – 87%. Из них у более 50% учащихся данные умения сформированы частично, а у 12,5% - они практически не сформированы.

Таким образом, по детским работам видно, что произошел рост уровня развития речевых умений при работе с текстом. Опытное обучение показало, что при использовании специальных занятий по обучению связному высказыванию типа рассуждения у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения. В своих рассуждениях учащиеся стали использовать разнообразные средства связи структурно-смысловых частей. например, союз « потому что» - 3 ученика. Слова, обозначающие отношения перечисления (во-первых ) – 3 ученика. Лексико – синтаксический способ – «я думаю», «я считаю» - 5 учеников. «Поэтому», «вот почему» при наличии вывода в рассуждении – 7 учащихся. Увеличился объем рассуждения.

Для сравнения выведем графики констатирующего и контрольного этапов

Результаты констатирующего этапа:

Результаты контрольного этапа:

Анализируя результаты графиков, видим, что речевые умения по составлению текста- рассуждения в основном сформированы на среднем уровне. Показатели высокого уровня возросли до 20%. Заметно уменьшилось количество учащихся с речевыми умениями низкого уровня.

Эксперимент показал, что у 30% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 50% испытуемых средний уровень развития речи и лишь у 12,5% испытуемых низкий уровень развития речи.

1.Результаты констатирующего эксперимента еще раз доказывают, что именно текст рассуждение вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. Дети допускают ряд ошибок как логического, так и речевого характера.

2.Опытное обучение показало, что при использовании специальных занятий по обучению связному высказыванию типа рассуждения у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения. В своих рассуждениях учащиеся стали использовать разнообразные средства связи структурно-смысловых частей. например, союз « потому что», слова, обозначающие отношения перечисления (во-первых ), лексико – синтаксический способ – «я думаю», «я считаю», «поэтому», «вот почему» при наличии вывода в рассуждении. Увеличился объем рассуждения.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Дидактические принципы специальной педагогики, их сущность и специфика реализации
Дидактическая сторона опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является для нас предметом специального педагогического анализа. Мы видим в дидактической компетентности, непрерывно совершенствуемой и обогащаемой, ресурсы развития педагогического профессионализма. Сег ...

Классификация методов обучения двигательным действиям
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различия способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько ...

Урок — основная форма организации знаний физическими упражнениями и его построение
Анализируя информацию, взятую из книги Л.П. Матвеева, можно сказать, что в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями [6] . Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru