На данный момент профессия дефектолога, специального преподавателя или дошкольного педагога и психолога преподается во многих Вузах и Сузах нашей страны (Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. Шолохова; Московский институт открытого образования (МИОО) готовит на базе среднего специального (обучение 3 года) и на базе высшего (обучение 2 года) спец. психологов и олигофренопедагогов - дефектологи).
Личностные, профессионально – значимые качества педагога – дефектолога
Общие педагогические требования:
· подвижность и уравновешенность нервной системы;
· концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания;
· большой объем памяти; развитый вербальный интеллект, гибкость интеллекта, педагогическая интуиция;
· наблюдательность, находчивость;
· способности: гностические, коммуникативные, дидактические, организаторские, способности к преподаваемому предмету;
· личностные качества: артистизм, любовь к детям, воля, доброта,
· общительность, самообладание, эмпатия.
Особенно важны:
· выдержка, самообладание, воля;
· доброта, забота, любовь к детям, чувство долга и ответственности за их судьбу;
· настойчивость и планомерность в достижении цели, убежденность в успехе;
· постоянный поиск новых путей и средств в достижении цели.
1.
Противопоказания для работы учителем – дефектологом
Абсолютные противопоказания: туберкулез и инфекционные заболевания. Работа не рекомендуется людям с выраженными физическими недостатками (могут осложнить взаимоотношения с детьми), дефектами речи, слабой нервной системой. Недопустимы в работе дефектолога: раздражительность, нервозность.
Контрольные задания
1. Назовите ведущих отечественных учёных – дефектологов, осуществляющих научные поиски по направлениям, представленной в следующей схеме:
- Вскрытие закономерностей развития детей с отклонениями в психико-физиологическом развитии – В.В. Ткачева, В. И. Лубовский;
- Определение сущности специального воспитания и образования – Е.М. Мастюкова;
- Поиск оптимальных способов преодоления последствий дефекта
Л.С. Выгодский.
- Совершенствование содержания, средств, методов, психолого-педагогического воздействия, воспитания и обучения, детей разных категорий Р.Е. Левина.
2. Кому из представителей классической педагогики пренадлежат данные высказывания?
а). «Школа без дисциплины – что мельница без воды» - Я.А. Коменский
б). «Ребёнок вовсе не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение» - А. Н. Леонтьев
в). «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме не человека».- Н. Н. Малофеев
3. Заполните таблицу
Персоналии |
Названия работ |
Краткая аннотация |
Ложечкина Анна Дмитриевна |
Динамика когнитивно -интеллектуального и когнитивно - моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза |
Теоретические аспекты изучения когнитивно- интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза Влияние познавательной активности на развитие когнитивно-интеллектуальной и когнитивно-моторной сфер учащихся |
Свиридов Вячеслав Васильевич |
Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями |
Человек с ограниченными возможностями в обществе: исторический и методологический аспект. Специфика решения проблем лиц с ограниченными возможностями в России. Основные параметры социальных функций культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями в современном обществе. |
Атван Садхана |
Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании. |
Социальнопедагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями как предмет теоретического анализа. |
Возрастные особенности учащихся пятого класса
Ученик пятого класса относится к такому периоду, выделяемый в психологии как младший подростковый возраст, который принято рассматривать в пределах физического возраста детей от 10 до 12 лет. Исходя из этого, исследуемый возраст пятиклассников вполне проходит по классификации. Данный период называ ...
Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...