Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов » Пути развития речи младших школьников через работу с текстом-рассуждением

Страница 2

На формирующем этапе эксперимента было проведено 8 занятий развития речи.

Темы экспериментальных занятий:

Сто тысяч «почему» живут на белом свете.

Задача: вызвать интерес к вопросам с «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов; показать, что простейшее рассуждение состоит из двух основных частей.

Обманчивое потому.

Задача: показать учащимся, что объяснения должны быть верными, соответствовать правде.

Я думаю…мне кажется.

Задача: показать учащимся, что, отвечая на вопрос «почему?», можно не только объяснять, но и доказывать.

Объясняем и доказываем убедительно.

Задача: формировать умение объяснять или доказывать что-либо; показать роль правила как способ объяснения, познакомить со структурой рассуждения, в состав которого входит правило.

Сделай вывод.

Задача: формировать умение делать вывод.

Как начать рассуждение.

Задача: познакомить со структурой рассуждения, в состав которого входит вступление

Несколько причин.

Задача: знакомство с рассуждением, в котором приводится не одно, а несколько объяснений-доказательств; работа над правописанием слов во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, еще.

Изложение текста повествования с элементами рассуждения.

Задача: формировать умение пересказывать текст повествовательного характера с элементами рассуждения по коллективно составленному плану

Методика работы над темой «Рассуждение»

В приложении№1 приводятся конспекты занятий развития речи, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих занятий одинаковые: формирование у учащихся младших классов умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.

Решающая роль в формировании умений создавать рассуждение отводится речевым задачам различных видов возрастающей сложности, направленным как на анализ текстов-образцов, так и на создание части текста либо полного текста рассуждения (определение цели, выделение структурно-смысловых частей, основной мысли рассуждения, внесение необходимой правки).

При введении теоретических знаний и в организации речевой практики центральное место занимает беседа эвристического характера, которая позволяет подвести учащихся к постановке и решению речевой проблемы. Особое внимание обращается на четкую и правильную постановку вопроса, вызывающего рассуждения, т.к. вопросы « почему?», «для чего?», «объясни », «докажи » вызывают различные по цели и содержанию рассуждения.

Работа проводились на дополнительных занятиях в группе продленного дня. Изложение с элементами рассуждения - завершающий этап формирующего эксперимента – проводился на уроке русского языка.

На занятиях учителем использовалась система проблемных ситуаций, заданий, упражнений, комментарии методического характера опубликованные в книгах для учителя «Речь. Речь. Речь», «Речевые секреты» под редакцией Т.А. Ладыженской.

Задачей контрольного этапа эксперимента было выявить изменения в уровне сформированности умения строить текст-рассуждение .

На данном этапе был проведён урок развития речи – сочинение «Какая профессия самая нужная?». Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить текст рассуждение;

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение использовать доказательство, объяснение, делать вывод.

Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения
С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; ...

Формы контроля уровня достижений учащихся
Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/не зачтено», так и по балльной шкале. С целью повышени ...

Понятие этнопедагогики и ее функции
Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго­гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов­лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности на ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru