Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта » Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта

Страница 2

Сюда входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия. Но знания о социальном мире ребенок еще должен суметь применить в собственной жизни.

У детей с особыми образовательными потребностями обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников.

Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Другие авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых учащихся.

Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.

Во-вторых, для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с особыми образовательными потребностями.

Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни.

Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации.

При обучении детей с особыми образовательными потребностями рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым.

В-третьих, для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых школьников адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.

В противном случае выпускники не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию. Учитывая этот факт, при обучении основное внимание уделяют профориентации, расширению профилей труда.

Предлагают организовывать производственную практику, увеличивать материальное обеспечение, подготавливать педагогические кадры, организовывать рабочие места, увеличивать сроки проф. обучения, изменять учебные планы и программы.

Эффективность трудового обучения можно повысить, если при формировании трудовых навыков придерживаются четкой последовательности трудовых действий, каждый этап представлять наглядно.

Предусматривается получение учащимися обратной связи о результатах проделанной работы.

Уровень профессиональной подготовки целесообразно оценивать по коэффициенту трудового участия, состоящему из следующих показателей: эффективность труда; качество труда; безопасность труда; сохранность собственности; трудовая дисциплина.

В программе специальной (коррекционной) школы VIII вида существует предмет "социально-бытовая ориентировка (СБО)". Учитывая наработанные в специальной педагогике методы и приемы, мы разрабатываем в настоящее время набор проблемных ситуаций по каждой теме курса СБО.

В учебном плане указаны знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик по курсу СБО. Учителя знают чему обучать детей, владеют разнообразными средствами и методами преподавания учебного материала.

Но возникает проблема, как добиться того, чтобы социальные навыки прижились, и были востребованы в повседневной жизни, а не выполнялись только в рамках учебного класса. Одним научением, подражанием и повторением социальная адаптация, в частности бытовая ориентация, у детей с проблемами в развитии не сформируется.

А.М. Матюшкин выделяя основные типы проблемных ситуаций, пишет, что рассогласование между реально достигнутым и желаемым (прогнозируемым) результатом действия, может быть одним из вариантов возникновения проблемных ситуаций. То, как человек воспринимает любую ситуацию, зависит от ожиданий и предположений самого человека.

Эти аспекты возникновения проблемных ситуаций связаны с индивидуальными особенностями образа мира, который представляет собой постоянный фон, контекст, любого актуального воздействия извне, придающий этому воздействию значение для субъекта.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Формы и методы обучения
Методы обучения (деятельностный компонент) рис.2 обозначены с помощью двух встречных стрелок. Направленная слева направо отражает доминирующее влияние учителя на ученика. При наличии реального сотрудничества учителя и учащихся встречные стрелки изменяют свое направление и оказываются направленными ...

Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе. И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания: 1. «Государственная» (федеральна ...

Терапия театральным искусством
Терапия театральным искусством (имаготерапия) – социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. 1. ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru