Психологические особенности юношеского возраста

Страница 3

В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние проблемы исследования. Выяснено, что в зарубежной и отечественной психологии степень изученности влияния профессиональной направленности личности на успешность учебной деятельности не достаточно высока. Практическое решение проблемы представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и как показывает опыт и практики работы, в этой области уделяется в вузах еще крайне мало внимания.

В процессе формирования исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. В данной главе, сочетая объективные и субъективные методы исследования, выясним, что, если профессиональная направленность студентов имеет достаточно высокий уровень, то это должно положительно отразиться на успешности учебной деятельности студентов.

Надежность и достоверность данных обеспечивается теоретическим и эмпирическим анализом проблемы, а так же применением комплексной авторской методики, адекватной объекту и цели исследования.

Для раскрытия главной цели исследования нам следует изучить профессиональную направленность и учебную деятельность студентов, которую мы рассматриваем как: структурный показатель (СП) – психологическая готовность студентов к обучению в ВУЗе и результативный показатель (РП) - академическая успеваемость.

Выборка испытуемых

Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Общая выборка испытуемых составила 60 человек гуманитарных специальностей, возрастная категория 17-20 лет:

- экономический факультет специализация менеджмент организации (ЭМ), первый курс, 30 человек;

- исторический факультет специализация история (ИИ), первый курс, 30 человек.

Испытуемые были мотивированы к участию в исследовании получением обратной связи в виде предоставления результатов каждому испытуемому и необходимых разъяснений. Уровень концентрации испытуемых можно охарактеризовать как достаточный, поскольку исследование проходило в интервале с 9 до 14 часов, в течение четырех дней (по 15 человек в день).

Эмпирическое исследование проводилось нами в несколько этапов:

1) исследование структуры психологической готовности студентов к обучению в ВУЗе (КДГс), в том числе исследование профессиональной направленности;

2) исследование академической успеваемости студентов по профильным предметам;

3) применение к результатам исследования методов математической статистики.

Методы исследования:

1. Структурный показатель

Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности. Уровень психологической готовности первокурсников к обучению в ВУЗе (уровень развития учебно-важных качеств) мы определяли по методике комплексной диагностики готовности студентов Н.В. Нижегородцевой, Т.В, Жуковой (КДГс).

Методика, так же, выступила в качестве одного из методов выявления уровня развития профессиональной направленности студентов.

В приложении 1 представлены компоненты психологической структуры готовности к обучению в вузе и методы их диагностики.

Предназначение, конструкция и проведение методики КДГс

Методика направлена на оценку уровня развития индивидуально-психологических качеств студентов, необходимых для обучения в ВУЗе на учебно-академическом этапе (1-3 курс). Полученные данные используются для выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы со студентами, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении.

КДГс состоит из тринадцати методик. В качестве дополнительной может выступать методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», но при построении индивидуального профиля готовности и при расчете индивидуального индекса готовности (ИИГ) результаты этого теста не используются, но могут быть полезны при анализе полученного материала, при планировании коррекционно-развивающей работы.

Исследование проводилась в групповой форме по 15 человек в отдельном помещении при нормальном уровне освещенности, без постороннего шума в отсутствии посторонних людей.

Обследуемым раздавались бланки для ответов, которые студенты подписали в соответствии с определенной формой. Помимо бланка ответов студентам по мере выполнения заданий выдавался раздаточный материал с заданиями, выполнение которых происходило на самом раздаточном материале. Каждой из тринадцати методик соответствуют инструкции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Методическая аутентичность учебного текста
Итак, в работах зарубежных исследователей описываются различные аспекты аутентичности в приложении к учебному процессу. При всем многообразии подходов по прежнему остается открытым вопрос о достижении определенного равновесия между требованиями лингвистики и социолингвистики, с одной стороны, и ме ...

Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе. В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение. Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...

Анималистическое искусство Е. Чарушина
Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru