Психологические особенности юношеского возраста

Страница 3

В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние проблемы исследования. Выяснено, что в зарубежной и отечественной психологии степень изученности влияния профессиональной направленности личности на успешность учебной деятельности не достаточно высока. Практическое решение проблемы представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и как показывает опыт и практики работы, в этой области уделяется в вузах еще крайне мало внимания.

В процессе формирования исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. В данной главе, сочетая объективные и субъективные методы исследования, выясним, что, если профессиональная направленность студентов имеет достаточно высокий уровень, то это должно положительно отразиться на успешности учебной деятельности студентов.

Надежность и достоверность данных обеспечивается теоретическим и эмпирическим анализом проблемы, а так же применением комплексной авторской методики, адекватной объекту и цели исследования.

Для раскрытия главной цели исследования нам следует изучить профессиональную направленность и учебную деятельность студентов, которую мы рассматриваем как: структурный показатель (СП) – психологическая готовность студентов к обучению в ВУЗе и результативный показатель (РП) - академическая успеваемость.

Выборка испытуемых

Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Общая выборка испытуемых составила 60 человек гуманитарных специальностей, возрастная категория 17-20 лет:

- экономический факультет специализация менеджмент организации (ЭМ), первый курс, 30 человек;

- исторический факультет специализация история (ИИ), первый курс, 30 человек.

Испытуемые были мотивированы к участию в исследовании получением обратной связи в виде предоставления результатов каждому испытуемому и необходимых разъяснений. Уровень концентрации испытуемых можно охарактеризовать как достаточный, поскольку исследование проходило в интервале с 9 до 14 часов, в течение четырех дней (по 15 человек в день).

Эмпирическое исследование проводилось нами в несколько этапов:

1) исследование структуры психологической готовности студентов к обучению в ВУЗе (КДГс), в том числе исследование профессиональной направленности;

2) исследование академической успеваемости студентов по профильным предметам;

3) применение к результатам исследования методов математической статистики.

Методы исследования:

1. Структурный показатель

Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности. Уровень психологической готовности первокурсников к обучению в ВУЗе (уровень развития учебно-важных качеств) мы определяли по методике комплексной диагностики готовности студентов Н.В. Нижегородцевой, Т.В, Жуковой (КДГс).

Методика, так же, выступила в качестве одного из методов выявления уровня развития профессиональной направленности студентов.

В приложении 1 представлены компоненты психологической структуры готовности к обучению в вузе и методы их диагностики.

Предназначение, конструкция и проведение методики КДГс

Методика направлена на оценку уровня развития индивидуально-психологических качеств студентов, необходимых для обучения в ВУЗе на учебно-академическом этапе (1-3 курс). Полученные данные используются для выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы со студентами, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении.

КДГс состоит из тринадцати методик. В качестве дополнительной может выступать методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», но при построении индивидуального профиля готовности и при расчете индивидуального индекса готовности (ИИГ) результаты этого теста не используются, но могут быть полезны при анализе полученного материала, при планировании коррекционно-развивающей работы.

Исследование проводилась в групповой форме по 15 человек в отдельном помещении при нормальном уровне освещенности, без постороннего шума в отсутствии посторонних людей.

Обследуемым раздавались бланки для ответов, которые студенты подписали в соответствии с определенной формой. Помимо бланка ответов студентам по мере выполнения заданий выдавался раздаточный материал с заданиями, выполнение которых происходило на самом раздаточном материале. Каждой из тринадцати методик соответствуют инструкции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Иппотерапия
воспитание образовательный имаготерапия реабилитация Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) – реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала верховой езды на лошади. 1. Вид деятельности Двигательная активность, внимательность, осторожность 2. Форма деятельност ...

Позиция и положение ученика в современном образовании
Становление в настоящее время информационного общества несёт в себе фундаментальное перестроение всего образования. Если массовое образование XIX и XX вв. было настроено на формирование некоторого конечного набора компетенций, достаточного для работы по любой профессии, то на рубеже нового века (н ...

Обучение иноязычной речи в сотрудничестве с использованием проектной методики
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, пре ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru