Психологические особенности юношеского возраста

Страница 2

Итогом развития профессиональной направленности выступает осмысление своей будущей профессии и себя в ней, возникновение определенного отношения к своему труду, а также готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию в ней. Профессиональной направленности принадлежит ведущая роль в формировании профессионализма.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек - профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов, а так же способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Итак, период ранней зрелости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах ВУЗа. Теоретический анализ литературы показал, что направленность личности является системообразующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека. Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии, она не является абсолютно самостоятельным личностным образованием, а одним из видов общей направленности. Профессиональная направленность может претерпевать изменения в соответствии с меняющимися условиями, в которых оказывается человек, сохраняя при этом свою структуру.

Критерием эффективности профессионального становления может служить успешность учебной деятельности студента, выражающаяся в оценках по блокам учебных дисциплин и уровне психологической готовности к обучению в ВУЗе. Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к обучению в ВУЗе. Способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Следует отметить, что поскольку профессиональная деятельность строится на базе учебно-профессиональной, то и профессиональная успешность человека определяется практически теми же психологическими факторами (с незначительной сменой акцентов), что и успешность в учебной деятельности. Профессиональная обусловленность деятельности студента связана с тем типом задач, которые характерны для данной профессии: гуманитарные, технические, физические и другие. Типы решаемых задач определяются профилем факультета.

Период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности. В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. В данный возрастной период профессиональная направленность выступает как новообразование и формируется в особой, не присущей студентам ранее, деятельности. Впервые учебно-профессиональная или трудовая деятельность, или та и другая вместе, становятся ведущим типом деятельности, в рамках которой и формируется осознание себя в профессии, которое позволяет студенту перейти на новый социальный уровень, направленный на развитие себя в профессии.

Подводя итоги, отметим, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание. Процесс развития профессионально значимых особенностей личности студента в образовательных учреждениях организуется на протяжении всего периода его профессиональной подготовки — от момента поступления в высшее учебное заведение до прихода на работу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Теорема Пифагора»
Тип данного урока относится к уроку изучения нового материала. Его основная цель - усвоение теоремы Пифагора и формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач разной степени трудности. В данном фрагменте представлен необычный способ проверки выполнения домашнего задания в коллект ...

Орша в годы Великой Отечественной войны
С первых дней Великой Отечественной войны Орша оказалось в зоне военных действий. С 23 июня 1941 г. город и железнодорожная станция регулярно подвергались налетам немецко-фашистских бомбардировщиков. Началась эвакуация промышленного оборудования предприятий. Жители возводили оборонительные сооруже ...

Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную оде ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru