Психологические особенности юношеского возраста

Страница 2

Итогом развития профессиональной направленности выступает осмысление своей будущей профессии и себя в ней, возникновение определенного отношения к своему труду, а также готовности к активной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере и стремление к совершенствованию в ней. Профессиональной направленности принадлежит ведущая роль в формировании профессионализма.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек - профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов, а так же способностей, определяющих профессионально важные качества.

В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Итак, период ранней зрелости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Формирование специалиста происходит путем его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах ВУЗа. Теоретический анализ литературы показал, что направленность личности является системообразующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека. Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии, она не является абсолютно самостоятельным личностным образованием, а одним из видов общей направленности. Профессиональная направленность может претерпевать изменения в соответствии с меняющимися условиями, в которых оказывается человек, сохраняя при этом свою структуру.

Критерием эффективности профессионального становления может служить успешность учебной деятельности студента, выражающаяся в оценках по блокам учебных дисциплин и уровне психологической готовности к обучению в ВУЗе. Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к обучению в ВУЗе. Способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Следует отметить, что поскольку профессиональная деятельность строится на базе учебно-профессиональной, то и профессиональная успешность человека определяется практически теми же психологическими факторами (с незначительной сменой акцентов), что и успешность в учебной деятельности. Профессиональная обусловленность деятельности студента связана с тем типом задач, которые характерны для данной профессии: гуманитарные, технические, физические и другие. Типы решаемых задач определяются профилем факультета.

Период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности. В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. В данный возрастной период профессиональная направленность выступает как новообразование и формируется в особой, не присущей студентам ранее, деятельности. Впервые учебно-профессиональная или трудовая деятельность, или та и другая вместе, становятся ведущим типом деятельности, в рамках которой и формируется осознание себя в профессии, которое позволяет студенту перейти на новый социальный уровень, направленный на развитие себя в профессии.

Подводя итоги, отметим, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание. Процесс развития профессионально значимых особенностей личности студента в образовательных учреждениях организуется на протяжении всего периода его профессиональной подготовки — от момента поступления в высшее учебное заведение до прихода на работу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Изучение художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра
Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учётом своеобразия его рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусст ...

Социально – педагогическая деятельность в учреждении среднего профессионального образования
Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ...

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печоро ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru