Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к народному искусству в настоящее время привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества. Главная задача, стоящая перед общеобразовательной и профессиональной школой, – воспитание гармонически развитой личности. Одним из важнейших средств такого воспитания является изобразительное искусство. Оно предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для нравственного и трудового воспитания. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты. Современный учитель обязан с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов изобразительного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного творчества, трудолюбия. Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Это осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемые зрителем. К изобразительному искусству относятся: живопись, рисунок, скульптура, графика, декоративное искусство. Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение. Декоративное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвана эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – по всюду. Декоративное искусство делится на декоративно-прикладное и декоративное оформление. Основной целью декоративно-прикладного искусства является создание эстетически совершенного оформления утилитарно-полезных предметов, например посуда, одежда, мебели и т.д. С декоративно-прикладным искусством тесно соприкасается художественное конструирование промышленных товаров народного потребления – дизайн. Важную роль в декоративном искусстве играют народное декоративно-прикладное искусство, народные художественные ремесла и художественные промыслы. Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым можно судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном мышлении времени. Народное декоративно-прикладное искусство формировалось на протяжении веков, его принципы и приемы передавались из поколения в поколение. К области декоративно-оформительского искусства относится искусство оформления внутреннего вида помещения, экспозиции выставок, праздничное оформление улиц, отдельных зданий, детских игровых площадок, стенных газет, афиш, рекламных объявлений, декоративная роспись (стен, потолков, тканей), декоративная графика и предметы культурно-бытового назначения.
Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию ...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового
поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступать:
1. ...
Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Признаки равенства треугольников»
Комментарии к уроку
Данный фрагмент показывает как можно применить методы организации коллективной деятельности учащихся на этапе закрепления знаний полученных по теме «Признаки равенства треугольников». Представленное задание не только вызывает огромный интерес у ребят, а кроме того развивает и ...