Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Страница 3

Всего за 50 лет существования с 1861 по 1911 год в гимназии обучалось 17379 учениц. А выпускниц за 50 лет было в 7 классе – 1570 и в 8 классе (педагогическом) – 918. Даже если к этому количеству добавить 506 учениц, обучавшихся в 1911 году во всех классах (включая выпускные), то получается немногим более 3 тысяч человек. Путем не сложных подсчетов получается, что около 14 тысяч девочек по каким-то причинам не закончили Мариинскую гимназию. Почему?

У меня есть только одно предположение: если в гимназию принимали девочек с 8 лет в «приготовительные классы», а в 10 лет они сдавали экзамены в 1 класс, то возможно, что многие не прошли по конкурсу и отсеялись. И тогда для подготовки к поступлению в гимназию набирали новых гимназисток. Это мое предположение, возможно, были другие причины.

Теперь сравним, насколько отличалась система образования в духовных училищах и гимназиях. Изучим аттестат Надежды Виноградовой, которая в 1887 году закончила Ярославское Епархиальное училище. В нем всего 12 предметов и все с оценкой « 5» (отлично). Это – Закон Божий, русский и церковнославянский языки, литература, история, чистописание, духовное пение, рукоделие, хозяйство, география, физика, арифметика, педагогика.

Теперь посмотрим документы Мариинской гимназии. Кроме перечисленных предметов там изучали: бухгалтерию, три истории (всеобщая, русская и естественная, французский и немецкий языки, музыка, танцы, рисование.

Из этого сравнения видно, что в XIX – начале XX века считалось, что дочерям священников не нужны глубокие знания по истории, а уж тем более танцы, музыка, рисование и иностранные языки. Но в отличие от гимназии «епархиалкам» преподавали педагогику, хозяйство и духовное пение. По всей видимости, в духовных училищах наставники считали, что не зачем забивать головы девушек лишними знаниями. Ведь в большинстве своем, девушки выходили замуж за священников (выпускников семинарии) занимались домашним хозяйством и растили детей. В истории не сохранилось имен выпускниц Епархиального училища, ставших знаменитыми учеными, писательницами. Возможно я просто не нашла эти сведения в литературе. Но пример, когда «епархиалки» выходили замуж за священников, я привести могу. Это Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская) – бабушка М. Петровых.

Духовные училища были закрытыми учебными заведениями. Обучение в них чем-то напоминало пребывание в монастыре. Даже на летние каникулы их домой не отпускали. Девочки могли уехать домой только два раза в году, да и то только на несколько дней на Рождество и Пасху. А вот ученицы Мариинской гимназии приходили только учиться, а потом возвращались домой. Конечно, гимназистки чувствовали себя несколько свободнее, чем девушки из духовных училищ, которые постоянно находились под неусыпным контролем наставниц.

Но нельзя считать, что гимназистки в свободное время могли делать что угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение у директора. И в том и другом учебном заведении ежегодно сдавали экзамены по итогам, которых учениц переводили в следующий класс. Педагоги старались, чтобы в жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения, всей системой воспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.

Ученицы Епархиального училища проводили свои дни в учебе и молитвах, занимались рукоделием, много читали, помогали на приусадебном участке. Иногда, очень редко, девушки во главе с начальницей училища и в сопровождении наставниц покидали стены своего «монастыря» и отправлялись в город на учебную экскурсию. Иногда в гости к старшеклассницам приходили семинаристы знакомиться. Это проводились вечера с литературным чтением и чинными беседами. Не было на этих вечерах никаких танцев, да впрочем, девушек и не учили танцевать, их же готовили в жены священников.

Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассниц Мариинской женской гимназии. У них тоже проводились литературные вечера, на которые приглашались учащиеся из Кадетского корпуса. Вечера заканчивались «живыми картинами» (наверное, театральные постановки) и танцами. Часто гимназистки совершали экскурсии по городу, и даже выезжали в другие города: Кострому, Ростов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Учебный проект «Книга профессий»
На сегодняшний день классификаций профессий по различным признакам достаточно много. Наиболее интересной является классификация, представленная отечественным психологом Е.А. Климовым. Он выделил пять основных типов профессий: 1. Человек-человек; 2. Человек-знаковая система; 3. Человек-природа; ...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10–11 до 14–15 лет включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, ...

Формы физического воспитания в семье
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, вынос ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru