Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Страница 3

Всего за 50 лет существования с 1861 по 1911 год в гимназии обучалось 17379 учениц. А выпускниц за 50 лет было в 7 классе – 1570 и в 8 классе (педагогическом) – 918. Даже если к этому количеству добавить 506 учениц, обучавшихся в 1911 году во всех классах (включая выпускные), то получается немногим более 3 тысяч человек. Путем не сложных подсчетов получается, что около 14 тысяч девочек по каким-то причинам не закончили Мариинскую гимназию. Почему?

У меня есть только одно предположение: если в гимназию принимали девочек с 8 лет в «приготовительные классы», а в 10 лет они сдавали экзамены в 1 класс, то возможно, что многие не прошли по конкурсу и отсеялись. И тогда для подготовки к поступлению в гимназию набирали новых гимназисток. Это мое предположение, возможно, были другие причины.

Теперь сравним, насколько отличалась система образования в духовных училищах и гимназиях. Изучим аттестат Надежды Виноградовой, которая в 1887 году закончила Ярославское Епархиальное училище. В нем всего 12 предметов и все с оценкой « 5» (отлично). Это – Закон Божий, русский и церковнославянский языки, литература, история, чистописание, духовное пение, рукоделие, хозяйство, география, физика, арифметика, педагогика.

Теперь посмотрим документы Мариинской гимназии. Кроме перечисленных предметов там изучали: бухгалтерию, три истории (всеобщая, русская и естественная, французский и немецкий языки, музыка, танцы, рисование.

Из этого сравнения видно, что в XIX – начале XX века считалось, что дочерям священников не нужны глубокие знания по истории, а уж тем более танцы, музыка, рисование и иностранные языки. Но в отличие от гимназии «епархиалкам» преподавали педагогику, хозяйство и духовное пение. По всей видимости, в духовных училищах наставники считали, что не зачем забивать головы девушек лишними знаниями. Ведь в большинстве своем, девушки выходили замуж за священников (выпускников семинарии) занимались домашним хозяйством и растили детей. В истории не сохранилось имен выпускниц Епархиального училища, ставших знаменитыми учеными, писательницами. Возможно я просто не нашла эти сведения в литературе. Но пример, когда «епархиалки» выходили замуж за священников, я привести могу. Это Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская) – бабушка М. Петровых.

Духовные училища были закрытыми учебными заведениями. Обучение в них чем-то напоминало пребывание в монастыре. Даже на летние каникулы их домой не отпускали. Девочки могли уехать домой только два раза в году, да и то только на несколько дней на Рождество и Пасху. А вот ученицы Мариинской гимназии приходили только учиться, а потом возвращались домой. Конечно, гимназистки чувствовали себя несколько свободнее, чем девушки из духовных училищ, которые постоянно находились под неусыпным контролем наставниц.

Но нельзя считать, что гимназистки в свободное время могли делать что угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение у директора. И в том и другом учебном заведении ежегодно сдавали экзамены по итогам, которых учениц переводили в следующий класс. Педагоги старались, чтобы в жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения, всей системой воспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.

Ученицы Епархиального училища проводили свои дни в учебе и молитвах, занимались рукоделием, много читали, помогали на приусадебном участке. Иногда, очень редко, девушки во главе с начальницей училища и в сопровождении наставниц покидали стены своего «монастыря» и отправлялись в город на учебную экскурсию. Иногда в гости к старшеклассницам приходили семинаристы знакомиться. Это проводились вечера с литературным чтением и чинными беседами. Не было на этих вечерах никаких танцев, да впрочем, девушек и не учили танцевать, их же готовили в жены священников.

Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассниц Мариинской женской гимназии. У них тоже проводились литературные вечера, на которые приглашались учащиеся из Кадетского корпуса. Вечера заканчивались «живыми картинами» (наверное, театральные постановки) и танцами. Часто гимназистки совершали экскурсии по городу, и даже выезжали в другие города: Кострому, Ростов.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций. Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...

Методика работы с сюжетной задачей на конкретных примерах
Задача 1. Расстояние между двумя причалами 35 км. Сколько времени потратит теплоход на путь по реке от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость теплохода 17 км/ч, а скорость течения реки - 3 км/ч? Работа над текстом задачи. После прочтения текста задачи учащимися, задаются ...

Специфика образовательного процесса лицеев
Лицей – «вид общеобразовательного учреждения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования». Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращива ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru