Тема женского образования в России на стыке XIX – XX веков, по моему мнению, не потеряла своей актуальности и сегодня. Уже сейчас в нашей стране во многих городах открылись женские гимназии. Мне кажется, что простое копирование прежнего опыта не всегда уместно и правильно. Ведь невозможно повернуть время вспять, да и современные школьницы разительным образом отличаются от барышень конца XIX столетия. А чтобы взять из педагогики прошлого только лучшее, нужно хорошо и всесторонне изучить эту проблему.
Кроме того, приближается 1000-летний юбилей Ярославля. Но не все страницы истории нашего города хорошо изучены. Это относится и к женскому образованию конца XIX – начала XX веков. И пусть специалисты утверждают, что не все здания бывших женских гимназий и училищ интересны в архитектурном плане. Но для лучшего понимания истории Ярославля, все они одинаково ценны, так как являются свидетелями ушедших эпох.
В своей работе я в начале попытаюсь обобщить и систематизировать весь имеющийся материал по теме: « История женского среднего образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» с целью выявления не изученных и мало изученных вопросов данной проблемы. А затем на основе вновь открытых документов, а так же письменных источников и фотографий, относящихся к той эпохе, провести собственное исследование этой темы.
Задачи, которые я хочу решить:
Сравнить систему образования в России в начале XX и XXI веков на основе изучения сохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии г. Ярославля.
Выяснить насколько отличалось воспитание и образование девушек в Духовных училищах и гимназиях (на документах Ярославского Епархиального Ионафановского училища и Мариинской женской гимназии).
Проанализировать чему и как учили барышень в начале XX в. в частных гимназиях. На примере частной гимназии О.Н.Корсунской. (По сохранившимся фотодокументам и неопубликованным воспоминаниям одной из старейших жительниц Дзержинского района В.Г. Козловой (Мартыновой).
Всю литературу, которую удалось разыскать по теме: «История женского образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» можно разделить на три основные группы:
Первая группа включает в себя статьи из научных сборников «Для великого блага отечества» (Демидовские чтения), «Минувших дней связующая нить» (Тихомировские чтения); «Общество, образование, человек», «Ярославский педагогический вестник» и др. Проблемы женского образования разбираются в них на примере Ярославской губернии в целом. Поэтому полной картины женского образования непосредственно в г. Ярославле не складывается, нет сравнительной характеристики обучения и воспитания в гимназиях и духовных училищах. Материалов о частных гимназиях конца XIX - начала XX веков почти не встречается. (Лишь изредка встречаются фамилии учредителей). Исключение составляет материал о частном пансионе мадам Буткевич, но он относится к первой половине XIX века.
Вторую группу материалов составляют публикации в периодической печати (т.е. газетные и журнальные статьи). Материал там изложен интереснее и больше приводится фактов из истории образования и воспитания девушек. Но, в основном, статьи приурочены в основном к памятным датам. Например, к 120-летию Ионафановского училища или к 135-летию Мариинской гимназии. Поэтому об этих двух учебных заведениях материала достаточно. Значительно меньше публикаций о Ярославском училище девиц духовного звания. Екатерининская гимназия упоминается только в двух статьях, наряду с Мариинской, так что из литературы о ней ничего не известно. И совсем нет материалов о частных гимназиях г. Ярославля начала XX века. Исключение составляет лишь статья Б .Недорезова о гимназии Корсунской в газете « Городские новости» от 17 ноября 2004 года.
В третью немногочисленную группу я включила книги, в которых не содержится статей относящихся к теме моего доклада, в них лишь имеются некоторые интересующие меня сведения. Например, сведения об архитектуре и истории зданий гимназий и истории и духовных училищ. Это учебные пособия по истории Ярославского края, путеводители по городу и другие книги.
Намного интереснее работать непосредственно с источниками и документами. Из опубликованных и хорошо изученных упомяну прежде всего документы «Ярославской Мариинской гимназии», изданные в 1911 году к 50-летию со дня основания. Там содержится весь необходимый материал: число обучающихся в разные годы, фамилии гимназисток, закончивших учебу с золотой и серебряной медалью, учебные предметы, внеклассные мероприятия. Все другие необходимые мне сведения по теме моего доклада я нашла в архивах музеев: в музее «Образование» гимназии № 3, «Истории города» и в архиве библиотеки – краеведческого музея «Наше наследие». Более подробно характеристика неопубликованных материалов, вещественных источников и фотодокументов, которые использованы в моем докладе, будет дано в основной части работы.
Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.
И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания:
1. «Государственная» (федеральна ...
Правила оформления программ
Структурными элементами программы элективного курса являются:
титульный лист;
пояснительная записка;
требования к подготовке учащихся
учебно-тематический план;
содержание изучаемого курса;
методические рекомендации;
список литературы.
Пояснительная записка включает:
аннотацию, обосновани ...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового
поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступать:
1. ...