Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Страница 1

В книге «Ярославль. История города в документах и материалах» я нашла статистические данные за 1914 по женским учебным заведениям г. Ярославля. В 1914 году в Ярославле было 2 женских духовных училища, в которых обучалось 616 учащихся и 5 женских гимназий с общим количеством гимназисток 1913. Таким образом, к началу XX века в городе существовало 7 женских учебных заведений, в которых обучалось более 2,5 тысяч девочек.

А теперь вернемся в XIX век и проследим, как развивалось женское образование. В начале XIX столетия девочки из богатых семей обучались дома. Приглашались учителя на дом, и считалось что такого обучения для женщины вполне достаточно. Встречается в исторической литературе упоминание об открытии в 1816 г. в Ярославле «Института благородных девиц», правда неизвестно чему там учили и сколько он просуществовал (вероятно не долго).

Более подробно рассказывается о частном пансионе мадам Буткевич, который был открыт в 1836 г. В программу обучения входили следующие предметы: закон Божий, история, география, танцы, рукоделие, русский и иностранные языки, арифметика, рисование. Неизвестно насколько серьезно изучались все эти предметы, известно лишь, что в этом пансионе училась сестра поэта Н.А. Некрасова – Анна Алексеевна. Обучение было очень дорогим по меркам того времени – 300 рублей только за обучение или 600 рублей за полный пансион (с проживанием и питанием), поэтому и учениц было мало. В 1841 году в пансионе мадам Буткевич обучалось только 24 девушки.

В 1849 году в Г. Ярославле было открыто, переведенное из Солигалича, Училище девиц духовного звания. Это здание находилось на Волжской набережной (сейчас в нем находится управление Северной железной дороги). Кроме дома прекрасной архитектуры, при училище были: сад, хозяйственные пристройки и церковь. В 1852 году состоялся первый выпуск учениц: все получили щедрые награды. Училище предназначалось для дочерей церковнослужителей. В училище готовили жен священников: жен – помощниц.

Распорядок дня в училище напоминал монастырский. Девочки вставали в 7.00 (летом в 6,30). Затем молитва и завтрак. Уроки шли с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В 17.00 – полдник, в 20.00 – ужин, в 21.00 – вечерняя молитва, в 22.00 – сон. В училище был использован очень интересный способ проведения устных уроков: девочки приходили со своим рукоделием и слушали учителя или ответы одноклассниц, отвечая, они, конечно, откладывали рукоделие. Плата за обучение составляла 130 рублей в год. Начальницей училища была Е.П. Шипова. В начале XX века число учениц училища достигало 200 человек.

Одной из первых гимназий России была Ярославская Мариинская женская гимназия. Торжественное открытие училища (статус гимназии оно получило в 1870 году) состоялось 6 февраля 1861 года, но фактически учебный процесс начался 31 августа 1861 года. В этом же году было набрано 111 учениц. Здание Мариинской гимназии находилось на улице Пробойной (Советская). Сейчас там находится банк « Югра».

Девочки принимались в гимназию с 8 лет. Гимназия предназначалась для детей всех сословий. В 1870 году училище переименовывается в гимназию в связи с открытием 8-го класса со специальным педагогическим курсом, по окончании которого девочки получали звание домашней учительницы.

Первой начальницей гимназии была Ф.О. Шульц. Плата за обучение в первых двух классах была 12 рублей в год с каждой ученицы. В 1911 году в Мариинской гимназии обучалось 450 человек.

Екатерининская женская гимназия располагалась в Доме призрения ближнего, построенном еще в 1786 году. Гимназия открылась в 1876 году. Долгое время она существовала как трехклассное училище для девочек. В 1883 году окончательно сформировалась семиклассная гимназия, получившая название « Екатерининской».

Обучение в ней мало чем отличалось от обучения в Мариинской гимназии: так же принимались девочки 8 - 9 лет, почти такие же предметы преподавались. В гимназию принимались девочки всех сословий. По ее окончании выпускницы получали звания домашней учительницы по специальностям: русский язык и история, русский язык и математика, история, математика и др. Многие выпускницы оканчивали гимназию с медалью. Так, в 1899/1900 учебном году в Ярославской Екатерининской гимназии золотой медалью были награждены 6 воспитанниц, серебряной – 4.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования
Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выходящий за пределы нормативной деятельности (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика. Учебное пособие) Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма котор ...

Специфика использования дидактической игры как метода обучения, формы обучения
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуа ...

Умственное воспитание
Умственное воспитание ребенка рассматривается не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками, так и в процессе системати ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru