Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

Страница 2

В конце 90-х годов XIX века Екатерининскую женскую гимназию возглавляла Е.В. Штюрмер – жена ярославского губернатора. Плата за обучение составляла 150 рублей. Плата за обучение в 8 классе составляла от 50 до 70 рублей. На 1913 год в гимназии обучалось 400 учениц.

Ионафановское (Епархиальное) женское училище было названо так по имени основателя – Архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Здание училища располагалось на пересечении Духовской и Никитской улиц и имело интересную архитектуру. Возможно, этот дом был построен по проекту Карла Росси. Торжественное открытие училища состоялось 1 октября 1880 года. Начальницей была избрана Л.И. Удальцова, окончившая Московский Александровский институт благородных девиц. Последней занимавшей место начальницей стала О. Ликвентова.

Училище предназначалось в основном для девочек из семей духовенства. Было довольно сложно попасть в него, так как существовал строгий отбор. Например, в 1883 году из 135 девочек, принимавших участие во вступительных экзаменах, выдержали конкурс 69, а в 1885 из 95 – 56. Первоначально училище было трехклассным, причем курс каждого класса был рассчитан на два года, позже (в 1886 году) училище было преобразовано в шестиклассное. При училище было все необходимое: баня, столовая, больница, место для учебы, отдыха и сна и даже церковь, поэтому воспитанницы очень редко выходили за пределы училища.

Девушки могли после шестого класса выйти замуж за священника или закончить два дополнительных класса, после окончания которых они получали диплом учительницы начальной школы. За учебу с дочек священников брали 20 рублей, диаконов – 15, псаломщиков – 10. За общежитие брали с детей духовенства 120 рублей, а с остальных – 200 рублей в год. При училище была образована библиотека, состоящая из трех тысяч томов.

Ярославское Епархиальное училище просуществовало до 1917 года, а после Октябрьской революции было закрыто. В Советские годы и сейчас в здании бывшего Ионафановского училища располагается университет им. Ушинского.

Очень мало в литературе материала о частных гимназиях. Эта тема почти совсем не исследована. Так как по отчету за 1914 год в Ярославле было 5 гимназий, из них две государственные – Мариинская и Екатерининская, значит, частных гимназий должно быть три, но чаще упоминаются гимназии П.Д. Антиповой и О.Н. Корсунской. Только эти две гимназии обозначены на карте Ярославля начала XX века. Известно, что в 1902 – 1903 годах в Ярославле появились три частные гимназии: Антиповой, Вахрамеевой и Корсунской. На содержание каждого учебного заведения из городского бюджета было выделено по 500 рублей. В начале все гимназии были трехклассными и имели один подготовительный класс.

Но в музее гимназии № 3 упоминается гимназия М.П. Люйтен, и даже указан адрес: ул. Варваринская, дом 9. Так что будем считать, что третьей частной гимназией была гимназия М.П. Люйтен. [3] Отличалось ли обучение в частных гимназиях от государственных, мы рассмотрим на примере гимназии О.Н. Корсунской.

Итак, в Ярославле на рубеже XIX – XX веков женское среднее образование было представлено двумя духовными училищами и пятью гимназиями, в которых обучалось более 2000 девушек. Женские гимназии были государственными (две) и частными (три). Попробуем проанализировать, отличалась ли программа обучения в них.

И в духовное училище, и в женские гимназии девочки принимались в первый класс в возрасте 9-10 лет только после сдачи экзаменов. Как писала поэтесса М. Петровых, она с шести лет посещала школу – сад., а позже приготовительные классы, в которых велась подготовка к поступлению в гимназию. Итак, мы выяснили, что в начале XX века в России существовало догимназическая подготовка. Экзамены смогли выдержать только самые подготовленные. Отсев был велик. Так из более 200 девочек в Мариинскую гимназию в год ее открытия (1861) смогли поступить только 111 человек.

Но если в Мариинскую гимназию принимали девочек разных сословий, то в духовные училища только дочерей священников. Так из аттестата, выданного в 1887 году, узнаем, что Надежда Виноградова была дочерью псаломщика. А вот Мария Петровых готовилась к поступлению в Мариинскую гимназию, хотя ее мама, Фаина Александровна Петровых (Смирнова) и ее бабушка – Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская), закончили Ярославское Епархиальное училище, т.к были дочерьми священников.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей с нарушениями интеллекта учёные (А.В.Запорожец, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн и др.) выделили ряд особенностей. Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых у ...

Формирование мышления
В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходим ...

Особенности формирования произношения в 5 классе
На каждом уроке, независимо от его цели, преподаватель обязан обращать внимание учащихся на произношение, что должно находить выражение не только в исправлении ошибок при изучении нового материала, но и в систематическом повторении того или иного ранее изученного фонетического материала. На урока ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru