Экономическое воспитание как один из аспектов воспитательного процесса

Информация о педагогике » Экономическое воспитание как один из аспектов воспитательного процесса

Страница 1

Состояние и тенденции развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения обусловили появление ряда новых задач, актуальных для российской системы образования, одна из них формирование экономически воспитанного подрастающего поколения.

Исследованиям различных педагогических аспектов в области экономического воспитания подрастающего поколения значительное внимание уделили отечественные педагоги, среди которых А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, К.Н. Катханова, Н.Я. Клепач, А.Ф. Крючков, Л.П. Кураков, М.Л. Малышев, В.В. Новожилова, А.С. Прутченков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, В.А. Товстик, М.А. Хроменков, А.Т. Шпак.

Проведенный анализ исследований показал, что в научной литературе понятие “экономическое воспитание”, несмотря на его широкую распространенность, до сих пор не имеет однозначного значения и общепринятой трактовки.

Так, по мнению В.А. Товстик, экономическое воспитание “процесс целенаправленного, систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов, определенных качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности и экономических отношений вне сферы производства”.

И.А. Сасова рассматривает “экономическое воспитание как систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления и деятельности, соответствующих способу производства, целям, принципам, нормам социалистического хозяйствования и комплексной морали становления каждого члена общества как хозяина-коллективиста”.

Б.Т. Лихачев определяет экономическое воспитание следующим образом: это “организованная педагогическая деятельность, специально придуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производственных сил, производственных отношений, действующем хозяйственном механизме”.

Мы считаем, что анализ понятия “экономическое воспитание” невозможен без понимания более широкой категории, каковой является воспитание.

По всеобщему признанию, воспитание есть одна из древнейших и вечных категорий. Оно возникло и развивалось вместе с обществом, будучи всегда самой необходимой и важной сферой его жизни.

Наиболее широко известным и общепризнанным определением воспитания является признание его сути в передаче и усвоении подрастающими поколениями человеческой культуры.

В свете изложенного, на наш взгляд, что экономическое воспитание можно определить как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (экономической культуры), которая необходима им в производственно-экономической деятельности, в повседневной жизни.

Экономическая культура личности это сложное интегративное качество личности, характеризующееся определенным уровнем владения системой экономических знаний, умений навыков, способностью к экономическому мышлению, потребностей и интересов, нравственных и деловых качеств необходимых ей в производственно-экономической деятельности в повседневной жизни.

Экономическое воспитание не существует как отдельный самостоятельный процесс. Так как воспитательный процесс многогранен, то экономическое воспитание как одна из его граней находится в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, а именно: нравственное воспитание, умственное, трудовое, физическое, эстетическое и так далее. Все они являются аспектами целостного воспитательного процесса, направленного на развитие личности, на формирование человека как активного творца нового общества.

Мы рассматриваем экономическое воспитание в качестве одного из видов воспитательных систем. Эти компоненты находятся в разнообразных связях и отношениях между собой и образуют определенное единство. Специфика воспитательных систем предопределяется, прежде всего, их назначением обеспечить преемственность в развитии человечества на основе подготовки подрастающих поколений к жизни, труду в ходе овладения ими культурой, социальным опытом, накопленным человечеством.

Согласно концепции системного понимания воспитания, разработанной Ю.П. Сокольниковым, выделяются следующие виды воспитательных систем:

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Вклад В.А. Сухомлинского в становление этнопедагогики
В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания" ...

Классификация дидактических игр
Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру Познавательной деятельности игровые т занимательные задания можно отнести к следующим группам: – игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 –2–х классов выполняют действия по образцу. Так ...

Разработанный сценарий театрализованной программы "Волшебство добрых слов"
Вступительный разговор ведущего и детей. Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? Дети: Значит, быть внимательным к людям ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru