Успешность учебной деятельности

Страница 1

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень общей подготовленности; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в ВУЗе; материальная база ВУЗа; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность ВУЗа и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В литературе для анализа учебной деятельности существует несколько понятий: «успешность», «эффективность», «продуктивность», «успеваемость». Вообще «успех» определяется толковым словарем как результат деятельности, получивший высокую внешнюю оценку, социальное одобрение. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков; в противовес развитию, под которым подразумевается приобретение способностей и новых качеств. В этом случае под успешностью обучения будет пониматься то, насколько эффективно, быстро учащиеся приобретают новые умения, знания, навыки, насколько эффективно они могут их применять.

Впервые понятие учебной успешности было введено Б.Г. Ананьевым. Оно учитывает темпы, напряженность, индивидуальное своеобразие (стиль) учебной работы, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы прийти к определенным достижениям. В данном отношении «понятия академическая успеваемость и учебная успеваемость соотносимы с понятием результативности и эффективности».

А.К. Маркова отмечает, что помимо результата деятельности, - академической успеваемости важно учитывать и саму деятельность, которой она обеспечивается, то есть успешность учебной деятельности – это система знаний и умений, виды деятельности, качественные особенности усвоения учащимся содержания обучения.

И.П. Ильин приводит два критерия успешности учебной деятельности - быстроту и точность выполнения заданий. Оба эти критерия находят свое отражение в академической успеваемости. З.И. Калмыкова считает, что продуктивность деятельности – это качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом деятельности.

В диссертационных исследованиях Ю.Н. Пароходова и В.П. Саврасова были обнаружены положительные связи между уровнями сформированности учебного и профессионального самосознания студентов и соответственно эффективностью их учебной деятельности и успешностью профессионального становления.

В.А. Якунин выделяет следующие содержательные критерии оценки эффективности обучения: общая и профессиональная компетентность, профессиональная направленность, мотивация, активность, самостоятельность, творчество, самоуправление. А показателем результативности, или продуктивности выступают полнота и степень приближения к заданным нормам. Помимо академической успеваемости (объем и качество усвоенных знаний и сформированных умений и навыков) критерием успешности учебной деятельности считается и уровень учебных достижений, качество и способы умственной учебной работы (активность, напряженность, длительность, систематичность, приемы работы).

В системогенетической концепции профессиональной деятельности эффективность деятельности определяется через результативные показатели: «производительность, качество, надежность» (В.Д. Шадриков), а в учебной деятельности эффективность «определяется характером взаимосвязей структурных компонентов психологической структуры учебной деятельности, которые функционируют как единое целое» (Н.В. Нижегородцева).

Понятия «эффективность» и «продуктивность» являются более узкими по сравнению с термином «успешность», так как отражают либо результативную сторону деятельности, либо структурную (внутреннюю), а термин «успешность» предполагает результативный и структурный показатель деятельности. В связи с этим наиболее полно успешность учебной деятельности студентов выражается двумя показателями: результативным (академическая успеваемость) и структурным (сформированность психологической структуры учебной деятельности).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Животные лечат
Животные могут оказывать терапевтическое воздействие. Современная медицина отмечает, что домашние животные в качестве положительного эмоционального фактора способствуют исцелению некоторых сердечнососудистых заболеваний и нервных расстройств. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владе ...

Особенности восприятия геометрического материала
Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления. Вместе с тем основной целью изучения геометрии признавалось и развитие пространственных представлений (вообра ...

Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией
Проведённое исследование общей произвольной моторики у детей со стертой дизартрии показало недостаточную сформированность статической и динамической координации. Уровень развития общей моторики - 80% (см. Таблицу 6). В процессе выполнения заданий у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru