Таблица 11
Сравнительный анализ состояния психомоторики детей экспериментальной и контрольной групп
Группа |
Общая моторика |
Мимическая моторика |
Речевая моторика |
Мелкая моторика |
Итог | |
Контрольная |
Средний балл |
6,6 |
4,72 |
6,46 |
5,56 |
466/23 |
Уровень, % |
94 |
94 |
92 |
92 |
92 | |
Экспериментальная |
Средний балл: |
5,65 |
3,78 |
5,12 |
4,75 |
387/19,4 |
Уровень, % |
80 |
75 |
73 |
79 |
77 |
У детей контрольной группы отмечались единичные ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения, недостаточный объем движения мышц лба, недостаточную дифференцированность движений при показе проб «сомнение», «удивление», «печаль». Обследование тонких движений пальцев рук показало, что наибольшую сложность в достижении результата вызвали задания, исполнение которого требует четкость, синхронность и внимание. Дети не могли осуществить одновременно движения: сжать третий и четвертый палец и разжать второй и пятый, к чему приводило ограничение объема движения. Этому мешает также неумение сосредоточиться, рассеянность внимания, когда требуется точность в выполнении заданий, что характерно для этого возраста. Это возможно обусловлено тем, что у детей старшего дошкольного возраста относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти.
Проявления общей моторной недостаточности у детей со стертой дизартрией неоднородны. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
Моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время выполнения заданий. Нарушения темпа чаще выражается в замедленности движения, нарушен и ритм движений. Наиболее ярко недостаточность психомоторики проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Таким образом, у детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук.
Модели интегрированного обучения
- Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному.
- Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу ...
Методика экспериментального исследования
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида г.Саратова. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет.
Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, была проведена следующая работа:
- Изучили психологическую и педагогическую л ...
Разработка вопросов теории дошкольного обучения в истории отечественной
педагогики
Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального обучения детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития, которая рассматривалась как важнейшее направление, начиная еще с 20-30-х гг. XX в., в трудах известных педагогов и психологов, т ...